03 марта 2021 23:43

Экологам раскрыли карты строительства

Железнодорожники и представители более 20 общественных экологических организаций Иркутской области на прошлой неделе обсудили модернизацию объектов на БАМе. Экологи после внимательного рассмотрения проектов составят список вопросов, а также получат возможность посещать все объекты строительства. Также в начале сентября планируется подписание соглашения между руководством ОАО «РЖД» и байкальских регионов по алгоритмам экологического контроля, необходимого при реализации проектов расширения Восточного полигона.
Перед общественниками выступили начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов и главный инженер Восточно-Сибирской дороги Николай Скосырский, представители строительных и проектных организаций.
«Главный принцип нашей работы – это открытость. Мы готовы показать и рассказать о каждом участке, где планируется срубить хотя бы одно дерево. Ни о каких сплошных рубках речи не идёт – увеличение пропускных способностей действующих магистралей не предусматривает строительство новых линий железных дорог и вырубки для этого леса вдоль береговой линии озера Байкал», – заявил на встрече Пётр Потапов.

По его словам, целью встреч с экологической общественностью (которые, кстати, предполагается сделать ежемесячными) является выработка общей стратегии, которая позволит контролировать все процессы строительства с экологической точки зрения.

Напомним, президент России Владимир Путин 31 июля подписал закон, позволяющий проводить рубки леса близ Байкала для расширения Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. В законе содержится положение, по которому до конца 2024 года региональные власти могут исключать из границ природных территорий земли, если они предназначены для расширения пропускной способности БАМа и Транссиба. Изменения внесены, чтобы ускорить процессы согласования строительства.

Перед этим ОАО «РЖД» 28 июля опубликовало декларацию о комплексном подходе в решении задач охраны озера Байкал при реализации инвестпроектов по развитию Восточного полигона. Несмотря на изменение природоохранного законодательства для ускорения строительства, РЖД планируют придерживаться принципов ответственного природопользования.

Это ответ на обвинения различных экологических организаций в том, что после принятия законопроекта об изменениях в федеральный закон территория вокруг Байкала может быть фрагментирована и популяции редких животных и растений на них придут в упадок.

Поводом для проведения совещания железнодорожников и экологов стало активное обсуждение в соцсетях федерального закона, предусматривающего снятие административных барьеров для ускорения комплексной модернизации объектов транспортной инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба. «Насторожило в основном словосочетание «сплошные вырубки», – рассказал «Гудку» председатель Иркутской областной общественной организации «Горный клуб «Байкал» Григорий Скаллер. – Представители ОАО «РЖД» разъяснили, что никаких сплошных рубок не будет, в основном речь идёт о строительстве вторых путей и обустройстве уже имеющейся инфраструктуры.
«Информация в соцсетях не может не беспокоить, – продолжила председатель Иркутского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Вера Шлёнова. – Чем больше общественность знает, тем меньше волнений. Не надо нагнетать ситуацию там, где оснований для этого нет. Я сама была в Усть-Куте, когда строился БАМ, и видела, что это не узкоколейка. Уже тогда было предусмотрено, что это путь не только туда, но и обратно. Большая часть подготовительной работы была выполнена тогда, и сейчас не требуется сплошной рубки. Конечно, совсем без рубок не обойтись, но это не то, что нам рассказывают соцсети и СМИ».

Особое внимание общественных экологических организаций вызывают те участки побережья Байкала, где железная дорога вплотную примыкает к особо охраняемым природным территориям. Учитывая этот интерес, представители ОАО «РЖД» предложили расширить формат совещаний и сделать их выездными.
«Нас пригласили на производственную планёрку на станцию Андриановская. Это первый объект, который будет показан общественникам, – рассказала председатель территориального общественного самоуправления «Рубин» Любовь Аликина. – Главное, чтобы железная дорога и дальше была открыта для обсуждения вопросов экологии».

На встрече с железнодорожниками она сообщила, что общественность волнуют в первую очередь вопросы мест, где ОАО «РЖД» будет проводить работы, способы утилизации отходов, а также то, что в обновлённом виде закон позволит строить дополнительные подъездные пути к БАМу, что повлечёт за собой активизацию сырьевой добычи в регионе и обострит вопросы экологии.

Это первая широкая встреча с экологическими организациями, поэтому общественникам ещё нужно время, чтобы увидеть конкретные планы и объёмы строительства, а также оценить те возможности, которыми обладает ОАО «РЖД» в плане не просто сохранения, но и улучшения экологической обстановки на территориях за счёт обустройства, высадки редких растений и выпуска редких видов рыб в Байкал. До 1 сентября ОАО «РЖД» планирует подписать соглашения с руководством Иркутской области и Республики Бурятия по алгоритмам действий в процессе модернизации и показать на уже существующих примерах в Сочи (в частности, при строительстве совмещённой авто- и железной дороги Адлер – Красная Поляна в долине реки Мзымта, где была сохранена редкая флора), что при взаимодействии с экологами и руководством регионов можно достичь хороших результатов.

Представители ВСЖД пригласили экологов присутствовать на их еженедельных совещаниях со строителями по средам.

Также когда экологи более внимательно изучат проект, они смогут сформировать вопросы по каждой стройке и предложения, которые направят в адрес компании. На эти вопросы обязательно будут даны ответы.

«Приятно, что руководство ОАО «РЖД» поддерживает курс экологически устойчивого развития территории, – поделилась член Общественного совета РФ Екатерина Удеревская. – Развитие экономики и социальной сферы должно быть комплексным, при безусловном соблюдении баланса экологии. Только так мы сможем сохранить озеро Байкал. Руководство ОАО «РЖД» и ВСЖД заверили нас, что все объекты, которые сейчас строятся, уже прошли экологическую экспертизу. И в дальнейшем объекты также будут проходить экспертизу, несмотря на то, что федеральный закон позволяет этого не делать в отношении транспортной инфраструктуры».

«Мы получили ответы на многие вопросы и договорились, что такие встречи будут проходить регулярно», – сказала Вера Шлёнова.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31