22 сентября 2020 04:59

Памятник видно и слышно

Паровозу добавили голос

К Дню железнодорожника в локомотивном эксплуатационном депо Курск-Сортировочное отреставрировали паровоз-памятник.
Обновлённый Эм728-73 торжественно открыли 29 июля в присутствии руководителей МЖД по территориальному управлению, работников и ветеранов депо Курск-Сортировочное.

Паровоз производства 1933 года в Великую Отечественную трудился сначала на Красноярской магистрали, а с 1944-го – в депо Фаянсовая Московско-Киевской дороги. Входил в состав колонн Особого резерва НКПС. Немало поработал и в мирное время. Согласно исторической справке за всё время эксплуатации пробег паровоза-труженика составил 1 320 900 км, он почти 33 раза «обогнул» Землю по экватору. В 1987 году, накануне Дня Победы, в память о трудовых и боевых подвигах курских железнодорожников Эм728-73 занял почётное место на вечной стоянке в локомотивном депо Курск-Сортировочное. Но в 90-е памятник подвергся вандализму – в кабину локомотива забралась местная шпана, разграбила её и подожгла. После этого инцидента кабину заварили. В таком состоянии паровоз простоял до 2017 года, пока за него не взялись работники депо.

В группу энтузиастов во главе с местным Кулибиным – помощником машиниста электровоза Николаем Тришкиным вошли машинист тепловоза Владимир Гусев, помощник машиниста тепловоза Александр Аршинов и дежурный по депо Олег Умрихин.
«Мы вскрыли кабину, выгребли весь хлам, произвели зачистку обгоревших частей, установили стёкла на двери, покрасили и приступили к восстановлению внутренних частей и механизмов», – рассказывает Николай Тришкин.

Николаю и его соратникам приходилось искать информацию в Интернете, работать с музеями. По отдельным фотографиям и чертежам они восстанавливали утраченные узлы и механизмы, интерьер кабины.

Работы по реконструкции растянулись почти на три года. Но они это сделали – при поддержке руководства депо и профсоюза полностью воссоздали первоначальный вид сгоревшей кабины паровоза и вдохнули в экспонат новую жизнь.
«Мы оснастили кабину интерактивными компонентами. Сделали имитацию звуков паровоза: работы парового генератора и компрессора, гул топки и как в инжекторах вода кипит, – продолжает Николай Тришкин. – В топке мы ещё сделали подсветку. Все эти элементы воссоздают реальную картину работы паровоза».

Эм728-73 сохранил и свой оригинальный голос-гудок. Для этого реконструкторы провели пневмомагистраль, по которой подаётся воздух под высоким давлением. «Гудок – визитная карточка паровоза, у каждого он свой, особенный, – замечает Николай. – В былые годы жёны машинистов узнавали по нему о прибытии мужей на станцию и грели еду».

Для того чтобы людям было удобно подниматься в кабину паровоза, локомотивщики сделали специальный трап. В тендерной части обновлённого Эм728-73 разместилась экспозиция об истории паровоза.
«Хочу выразить благодарность всем, кто помогал и кто трудился над восстановлением паровоза, вложил в него душу и сердце, – сказала методист подразделения по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек на станции Курск Пелагея Михайлова. – Раньше, когда я водила сюда экскурсии и рассказывала о паровозе, ребята просто рвались в кабину. Теперь у них появилась такая возможность, и они получат массу новых впечатлений».

По словам заместителя начальника МЖД по территориальному управлению Мухарбека Озиева, обновлённый паровоз имеет важное значение для патриотического воспитания молодёжи. «Мы всегда поддерживаем начинания, связанные с сохранением исторической памяти. Это важно – донести до молодого поколения железнодорожников боевой и трудовой подвиг дедов и прадедов. Такие «живые» памятники помогают нам воспитывать и обучать молодёжь, чтобы они стали достойными продолжателями славных традиций курских железнодорожников», – сказал он.

Валерий Павлов
Фото Андрея Сорокина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31