27 сентября 2020 01:11

фото: 123RF/Legion-Media

За Байкал в ответе

ОАО «РЖД» обязуется применять лучшие экологические практики на Восточном полигоне

РЖД 28 июля опубликовали Декларацию в отношении комплексного подхода в решении задач охраны озера Байкал при реализации инвестиционных проектов по развитию Восточного полигона. Несмотря на изменение природоохранного законодательства в отношении Восточного полигона для ускорения строительства, РЖД планируют придерживаться принципов ответственного природопользования.
Декларация разработана в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД». Это ответ на обвинения различных экологических организаций в том, что после принятия 24 июля Советом Федерации законопроекта об изменениях в федеральный закон об особо охраняемых природных территориях последние могут быть фрагментированы, и популяции редких животных и растений на них придут в упадок. К ним относится территория вокруг Байкала, где пролегает БАМ.

В законе содержится положение, по которому до конца 2024 года региональные власти могут исключать из границ особо охраняемых природных территорий земли, если они предназначены для расширения пропускной способности БАМа и Транссиба. Кроме того, разрешено не проводить государственную экологическую экспертизу транспортных объектов. Её проходит только проектная документация.

В декларации заявлено, что ОАО «РЖД» осознаёт, что «расположение его объектов на Байкальской природной территории накладывает особую ответственность на компанию», и обязуется применять наилучшие доступные технологии для снижения технологической нагрузки на природу, системно осуществлять контроль и регулярный мониторинг, а также специальные проекты в поддержку сохранения биоразнообразия, проводить просветительскую работу о необходимости бережного отношения к экосистеме озера. «Мы выпустили декларацию, потому что реализуем на байкальской природной территории проект реконструкции БАМа, и как эколого-ориентированная компания заявляем о том, что намерены соблюдать все самые жёсткие экологические стандарты», – пояснила «Гудку» заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Людмила Круглякова.

При строительстве вырубки леса будут минимальны, говорит она. Насыпь под вторые пути уже построена десятки лет назад, и потребуются только точечные рубки под энергоподстанции и дежурные посты. Все срубленные деревья ОАО «РЖД» обязано компенсировать посадками саженцев в других местах.

Схожая ситуация была в Сочи в 2009 году при строительстве олимпийской инфраструктуры, когда оказалось, что строительным компаниям требуется слишком много времени для согласования экологических экспертиз проектов, и если не изменить законодательство, то к сроку объекты построены не будут. Тогда также была упрощена экологическая экспертиза и разрешили изменять статус природных территорий.

ОАО «РЖД» строило совмещённую авто- и железнодорожную магистраль Адлер – Красная Поляна. Для сохранения редкой растительной флоры в проекты в ряде мест применялись более дорогие, чем сплошные насыпи, металлические опоры. За 2009–2012 годы компания для компенсации пересадила более 70 тыс. экземпляров краснокнижных растений. В 2014 году РЖД получили за эти дороги премию в конкурсе Министерства природных ресурсов и экологии России в номинации «Лучший проект, направленный на повышение рациональности использования водных ресурсов». Береговые защитные сооружения позволили исключить большие разливы в мае-июне.
«В Сочи речь шла о строительстве на охраняемых природных территориях полноценной новой инфраструктуры, а здесь мы проводим только модернизацию, – напомнила Лариса Круглякова. – В этом случае вмешательство в природную среду будет несравнимо меньше».

Руководитель АНО «Центр развития экологических и социальных проектов», которое является инициатором таких международных общественных проектов, как «Сохраним Байкал» и «Байкальская береговая служба», Максим Токарев говорит, что, поскольку железная дорога и так уже существует, значительного экологического ущерба от модернизации ожидать не приходится. «Однако я и многие экологи опасаются того, что в дальнейшем это может привести к застройке береговой линии Байкала со стороны разных частных инвесторов, поскольку и сейчас там уже сложная ситуация в этом плане – строят гостиницы, практически все неочищенные стоки от них попадают на грунт и потом оказываются в озере», – пояснил он.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30