27 сентября 2020 12:51

фото: Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Критерий эффективности

Идеи московских железнодорожников помогают столичной магистрали оставаться лидеромВ 2019 году экономия затрат от реализации проектов бережливого производства получена в сумме 131 млн 839 тыс. руб.

В этом году на сети Московская дорога лидирует по экономическому эффекту от внедрения проектов бережливого производства. По итогам полугодия на МЖД реализовано 45 проектов бережливого производства. Экономический эффект от их внедрения составил 76,6 млн руб., это в 2,2 раза превышает плановое задание ОАО «РЖД» (34,4 млн руб.). По итогам прошлого года на Московской магистрали реализовано 169 бережливых проектов, из которых три являются мультифункциональными.
В 2019 году экономия затрат от реализации проектов бережливого производства получена в сумме 131 млн 839 тыс. руб. с ростом на 11% к установленному плану ОАО «РЖД». По сравнению с 2018 годом экономия возросла в 4,6 раза. За 2017 год от внедрения проектов на дороге было сэкономлено почти 49 млн руб. при плановом задании правления ОАО «РЖД» в 25 млн руб. То есть достигнутый показатель превысил план почти в 2 раза. «Московский железнодорожник» рассказывает о самых эффективных проектах.


В лидерах – тяга

Самым большим по объёму годовой экономии стал проект «Изменение порядка планирования локомотивов в хозяйственном виде движения для инфраструктуры» эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Московской дирекции тяги. За счёт его реализации удалось достичь экономического эффекта в 23 млн 958 тыс. руб. Один этот проект позволил Дирекции тяги выполнить квартальный план на 116,4%.

В том же депо в минувшем году реализовали проект «Сокращение расходов Московской дирекции тяги на обслуживание локомотивов-рельсосмазывателей», который даёт экономию 24 млн 363 тыс. руб. в год. Сейчас оригинальная технология находится на этапе получения патента.

Хорошие результаты показал в минувшем году и реализованный в эксплуатационном локомотивном депо Москва-Сортировочная-Казанская проект изменения технологии работы в передаточно-вывозном движении Люберецкого узла за счёт перевода машинистов электровоза для работы в одно лицо. Суть внедрения состоит в исключении помощников машиниста из состава четырёх локомотивных бригад, участвующих в этом производственном процессе на участках узла, и, соответственно, в снижении годового фонда оплаты труда.


Замкнули кольцо

Ещё одним эффективным проектом бережливого производства, который принёс наибольшую экономию, стал проект «Снижение потерь в Московской дирекции управления движением за счёт изменения технологии работы на железнодорожных станциях Кожухово, Владыкино-Московское, Белокаменная, Ростокино Малого кольца Московской железной дороги – Московского цифрового кольца».

При решении задачи повышения интенсивности движения и надёжности перевозок на Московском центральном кольце (МЦК) была применена Единая интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом – ИСУЖТ. На её основе в 2018 году и был реализован первый этап проекта бережливого производства, экономический эффект от которого составил 14,5 млн руб.

Предпосылкой для реализации проекта стала оптимизация работы дежурных по станциям МЦК, осуществляющих контроль за движением поездов при автоматизированном процессе задания маршрутов.
«Система ИСУЖТ позволяет обеспечить автоматизацию процесса, – пояснил начальник технического отдела дирекции Олег Зудинов. – Поезда курсируют здесь по первому и второму главным путям в плотном графике с интервалом до пяти минут. В особом вмешательстве дежурного по станции в эти процессы необходимости нет. Как следствие – неполная загруженность дежурных по станциям МЦК».

Около полугода авторы разработки наблюдали за тем, насколько верными оказались предварительные расчёты. Убедились в положительном эффекте заложенных в основу проекта данных. Заявленные прогнозы подтвердились: с внедрением разработки удалось добиться исключения потерь по таким позициям, как излишняя обработка, ожидание, перемещение. В результате произошло сокращение эксплуатационных расходов: численность дежурных по станциям оптимизировали, некоторых перевели на разъездную работу.

Однако в III квартале 2019 года был реализован следующий этап проекта бережливого производства «Снижение потерь в Московской дирекции управления движением за счёт изменения технологии работы на железнодорожных станциях Малого кольца Московской железной дороги – Московского цифрового кольца», ставший вторым этапом изменения технологии работы станций Малого кольца МЖД.

Реализация этого этапа позволила изменить технологию работы станций Канатчиково, Кожухово, Серебряный Бор, Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций. На этих станциях маневровая работа организована в режиме диспетчерского управления, без дежурных по станции.

С внедрением новой технологии должностные обязанности дежурных по станциям Серебряный Бор, Канатчиково и Лефортово были перераспределены на поездных диспетчеров. Кроме того, объединены под единое руководство станции Угрешская и Канатчиково, Черкизово и Лефортово, выведены из штата пять операторов при дежурном по станциям Лихоборы и Андроновка, пять дежурных по станциям Серебряный Бор и Лефортово переведены в разряд разъездных по станциям Канатчиково, Черкизово, Андроновка, Ростокино с предоставлением им расширенной зоны обслуживания.

Реализация проекта выполнялась в тесном взаимодействии со смежными организациями, занимающимися обслуживанием инфраструктуры. Результатом такой работы стал календарный график обслуживания устройств инфраструктуры в границах Малого кольца, предусматривающий планирование предоставления технологических «окон» по станциям и перегонам МЦК с обслуживанием инфраструктуры укрупнёнными бригадами Московско-Окружной дистанции инфраструктуры, состоящими из специалистов хозяйства пути, сигнализации, централизации и блокировки, энергетики, связи, и штатом разъездных дежурных по станциям. Экономический эффект составил уже 18,4 млн руб.


Подмосковной снизили нагрузку

Проект бережливого производства Московской дирекции скоростного сообщения «Организация пункта оборота на станции Орёл» позволит снизить нагрузку на депо Подмосковная. А планируемый экономический эффект превышает 6 млн руб. в год.
«Суть проекта заключается в перераспределении эксплуатационной работы маршрутной сети электропоездов «Ласточка», а также в снижении эксплуатационной нагрузки на основное депо Подмосковная.

В связи с увеличением парка «Ласточек» и развитием маршрутной сети на полигонах Московской, Октябрьской, Горьковской, Северной и Юго-Восточной дорог во второй половине 2019 года возникла необходимость в создании новых участков эксплуатации в регионах. А значит, возросла нагрузка на депо Подмосковная, где находится пункт оборота локомотивных бригад, и на инфраструктуру Центрального транспортного узла. Была предложена модель изменения места заступления, сдачи локомотивных бригад на станции Орёл. Предварительно была проведена большая работа по согласованию с причастными службами станции Орёл для увязки новой технологии с действующим технологическим процессом станции.

В здании вокзала Орёл было выделено помещение, проведён ремонт. Также там появилось всё необходимое для того, чтобы бригады могли заступить в рейс и завершить его. По квалификационным требованиям для скоростного сообщения был отобран персонал бригад и организовано их обучение. Таким образом, сейчас в колонне эксплуатации на станции Орёл работают 15 локомотивных бригад, три дежурных по пункту заступления и колонный машинист-инструктор.

Планируемый экономический эффект включает в себя сразу несколько процессов. Так, достигается экономия фонда заработной платы локомотивных бригад на объём выполняемой работы. Организация «прогрева» электропоездов на станции Курск осуществляется за счёт рабочего времени локомотивных бригад без привлечения дополнительного контингента машинистов, что тоже экономит как человеческие, так и финансовые ресурсы. Происходит оптимальное использование локомотивных бригад, работающих по месту жительства. Им не требуется наём жилья, исключается региональная надбавка, отсутствует потребность в комнатах отдыха на станции Орёл. Появляется и возможность размещения электропоезда в «горячем резерве» на станции Орёл. Ведь состав включён в общий суточный оборот для обеспечения маршрутной сети на участках Москва – Курск – Орёл – Белгород. И что, возможно, самое главное – происходит разгрузка интенсивности основного депо на станции Подмосковная в связи с переносом на станцию Орёл явок локомотивных бригад и эксплуатационной работы с электропоездами», – рассказывает Дмитрий Глаголев.

Планируемого экономического эффекта в 6,819 млн руб. предполагается достигнуть за счёт перераспределения фонда заработной платы локомотивным бригадам, исключения региональной надбавки и оптимизации линейного пробега электропоездов «Ласточка» на маршрутах Москва – Курск, Москва – Орёл и Москва – Белгород.


Миллионы на переводах

В 2019 году в специализации путевой машинной станции – 58 в Софрино (ПМС-58) появилась укладка стрелочных переводов, была создана стрелочная колонна. До создания стенда для сборки стрелочных переводов на производственной базе ПМС-58 для её нужд приходилось транспортировать стрелки из других путевых машинных станций, специализирующихся на сборке стрелочных переводов.

Создание стенда для сборки стрелочных переводов на производственной базе ПМС-58 позволило усовершенствовать технологический процесс с момента сборки стрелочного перевода до его укладки в путь. Также это позволило сократить расходы на транспортировку стрелочных переводов по сравнению с транспортировкой с других баз ПМС.

Проект начался 8 апреля 2020 года и завершается к Дню железнодорожника.

Планируемый экономический эффект по результатам проекта и на последующем применении должен составить 5 819 184 руб. без НДС.

В путевой машинной станции – 97 (ПМС-97) Московской дирекции пути тиражируют проект, который раньше был испытан в Центральной дирекции также на Московской железной дороге. Речь идёт о переукладке старых крестовин стрелочных переводов с правого бокового направления на левое и наоборот.

Как правило, при комиссионных осмотрах выявляются характерные неисправности стрелочных переводов, в частности износ усовиков крестовин, что является нарушением Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути. В Центральной дирекции инфраструктуры этот проект переукладки попробовали в прошлом году в границах Московско-Курской, Усовской и Московско-Савёловской дистанций пути, и он принёс очень хорошие результаты. К примеру, на пяти парах крестовин проекта 2750, которые используются на путях первого и второго классов, удалось сэкономить более 3 млн руб.


Общее радио дешевле

В эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры намерены добиться значительной экономии средств за счёт изменения технологии использования носимых радиостанций на производственных участках.

Во время технического обслуживания подвижного состава для служебных переговоров используются носимые радиостанции, выдаваемые каждому осмотрщику-ремонтнику вагонов, а также мастерам текущего отцепочного ремонта, бригадирам, составителям поездов. Все радиостанции являются персональными. Всего на балансе депо числится 707 радиостанций Motorolla GP-340. При этом в смену используются 174 радиостанции и 26 находятся в резерве на случай выхода из строя отдельных аппаратов.

Срок службы радиостанций Motorolla GP-340, согласно техническому паспорту, семь лет. После его истечения радиостанции подлежат замене. Для доукомплектования участков депо и обеспечения стабильной связи между работниками пунктов технического обслуживания эксплуатационное вагонное депо закупает ежегодно 101 носимую радиостанцию, заменяющую отслужившую свой срок аппаратуру. Стоимость каждой новой мобильной радиостанции Motorolla GP-340 равна почти 40 тыс. руб.

Разработанный в депо проект бережливого производства «Изменение технологии использования носимых радиостанций на участках производства эксплуатационного вагонного депо Брянск» предполагает отказ от персональной привязки оборудования и переход на посменное использование общего парка радиостанций, что даст возможность иметь столько радиостанций, сколько нужно для работы одной смены осмотрщиков-ремонтников вагонов, включая необходимый резерв.

Реализация идеи потребовала разработки и внедрения регламента приёма-передачи радиостанций в эксплуатационном вагонном депо Брянск и не повлекла за собой никаких дополнительных материальных затрат. Теперь у депо нет необходимости закупать и обслуживать 101 радиостанцию, для работы можно использовать требуемые на смену 200 аппаратов, передавая их каждой новой смене работников.

Таким образом сократится число радиостанций на балансе предприятия, снизится объём закупки новой техники для замены отслужившего свой срок оборудования. По подсчётам специалистов, теперь депо потребуется ежегодно закупать 28 вместо 101 радиостанции Motorolla GP-340. В результате чего ежегодная экономия составит 2 млн 919 тыс. 999 руб.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30