07 августа 2020 06:21

фото: Александр Дряев / ИД «Гудок»

Компания держит слово

Все социальные обязательства по Коллективному договору ОАО «РЖД» в первом полугодии выполнены

В преддверии Дня железнодорожника на сети традиционно подводят итоги реализации Коллективного договора ОАО «РЖД» за первое полугодие. О том, как выполнялись социальные обязательства в первые шесть месяцев 2020 года, а также о новом бонусном соцпакете и мерах по улучшению условий труда и быта работников «Гудку» рассказал председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.
– На сети завершается подведение итогов выполнения Коллективного договора ОАО «РЖД» за первое полугодие 2020 года. В каком формате проходили обсуждения в этом году и на всех ли дорогах процесс уже завершился?
– Итоги выполнения Коллективного договора ОАО «РЖД» традиционно подводятся в соответствии с утверждённым регламентом. Но сложная санитарно-эпидемиологическая ситуация и ограничительные меры, принятые в регионах в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, внесли свои коррективы. На железные дороги были направлены наши совместные с ОАО «РЖД» рекомендации, в которых говорилось о необходимости неукоснительного соблюдения требований Роспотребнадзора. Учитывая это, все мероприятия проходили в формате аудио- и видеоконференций в студиях в управлениях железных дорог и на линии, количество участников определялось требованиями к соблюдению социальной дистанции. Также предусматривалось максимальное подключение работников посредством личных средств связи.
Во всех структурных подразделениях функциональных филиалов итоги выполнения Коллективного договора уже подведены. Региональные социально-экономические форумы завершатся до Дня железнодорожника. В дирекциях центрального подчинения ОАО «РЖД» мероприятия пройдут до середины августа.
Окончательные итоги реализации Коллективного договора ОАО «РЖД» за первое полугодие 2020 года будут подведены в сентябре на заседании правления компании и профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД».

– Какие результаты первого полугодия вы бы отметили?
– Выступившими на форумах отмечено, что Коллективный договор ОАО «РЖД» в первом полугодии выполнен, все социальные обязательства реализованы.
В качестве мер социальной защиты работников в условиях пандемии профсоюзом и объединением «Желдортранс» было подписано «Соглашение по поддержке и сохранению персонала в организациях железнодорожного транспорта в условиях падения объёмов перевозок и работы на фоне распространения коронавирусной инфекции». Принято дополнительное соглашение к Коллективному договору ОАО «РЖД». Данные документы выполняются в полном объёме.
Это позволило сохранить персонал. Максимально возможное количество работников выполняли должностные обязанности в режиме удалённого доступа. Работники обеспечивались средствами индивидуальной защиты. Вынужденный простой – например, в Дирекции железнодорожных вокзалов, дирекциях социальной сферы, отдельных структурных подразделениях региональных дирекций – оплачивался в размере 2/3 среднего заработка. Профсоюз постоянно проводил мониторинг ситуации в компании и дочерних обществах и принимал меры по устранению выявленных нарушений. Заработная плата выплачивалась в полном объёме и в установленные сроки без срывов.

– Поступали ли во время подведения итогов замечания от работников?
– Да, поступали критические замечания и предложения, многие из которых будут решены на местах. Так, работники региональных дирекций тяги на сети поднимают вопросы о росте количества часов «переотдыха» и часов следования пассажиром, о неудовлетворительном состоянии отдельных систем жизнеобеспечения на локомотивах: неисправны кондиционеры, отсутствуют или не функционируют биотуалеты. Поступила информация о том, что на отдельных рабочих местах мебель и бытовая техника требуют замены, а финансирование на эти цели не предусмотрено. Также участники мероприятий обратили внимание руководства на необходимость полного укомплектования дистанций пути радиостанциями, инструментом и средствами малой механизации.
На Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорогах прозвучали нарекания, касающиеся обеспечения вагонами-банями в период летних путевых работ – это насущная необходимость в полевых условиях.
В связи с увеличением стоимости проживания в хостелах актуален вопрос компенсации этих затрат на полигоне Московской железной дороги. От московских железнодорожников также прозвучала просьба о включении в компенсируемый социальный пакет стоимости оплаты путёвок детей работников в муниципальные или спортивные лагеря в тех регионах, где нет корпоративных детских оздоровительных лагерей.
Работники отметили, что их детям очень понравилась онлайн-смена «Страна железных дорог», и просят распространить эту практику и на последующие годы, особенно для детей с ограниченными возможностями.
Прозвучавшие критические замечания и предложения, требующие решения на уровне компании и Роспрофжела, будут направлены в ЦК профсоюза и Департамент социального развития ОАО «РЖД» для обобщения и подготовки ответов заявителям.
Необходимо отметить, что отдельные вопросы решаются в оперативном порядке. Так, в ближайшее время будут подписаны совместные разъяснения о реализации дополнительного (один раз в два года) права работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по бесплатному проезду (компенсации стоимости проезда) к месту отдыха и обратно, если они не смогли воспользоваться этим правом в текущем году.
Информация обо всех проведённых мероприятиях широко представлена на сайте профсоюза, в газете «Сигнал», социальных сетях, мессенджерах, а также в региональных средствах массовой информации.

– В Колдоговор с этого года включён бонусный соцпакет, который сейчас тестируется на Северной дороге. Участвует ли профсоюз в этом пилотном проекте? Можно ли уже говорить о результатах «пилота» и дальнейшем тиражировании на сеть?
– Действительно, в действующий Коллективный договор внесена дополнительная гарантия для работников – это возможность получения бонусного пакета как поощрения за активную жизненную позицию, личный вклад в эффективность деятельности компании, участие в корпоративных проектах ОАО «РЖД» и профсоюза.
Северная магистраль является пилотным полигоном. В настоящее время на выходе находится временный порядок начисления и обмена баллов бонусного пакета на корпоративные предложения компании и профсоюза, именно те, которые работнику нужны. В его реализации будут принимать участие дорога, первичная профсоюзная организация Роспрофжела на Северной дороге, Ярославское обособленное подразделение РФСО «Локомотив».
На Северной магистрали уже определены перечень корпоративных предложений и требуемое количество баллов для обмена на льготу: это, например, путёвка, абонементы на занятия спортом, билеты на экскурсии. Уверены, что внедрение бонусного пакета будет интересно работникам, а результаты подведём к концу года.

– Как на работе профсоюза сказалась пандемия? Потребовалось ли корректировать планы и программы?
– В такой неординарной ситуации любые действия, направленные на её преодоление, очень важны, поскольку перед железнодорожными и транспортными организациями стояла задача в условиях пандемии обеспечить перевозку грузов и пассажиров. Учитывая, что железнодорожные предприятия, метрополитены, транспортные строители продолжали работать, то и председатели первичных профсоюзных организаций (ППО) также действовали – с помощью профсоюзного актива, уполномоченных, членов профсоюзных комитетов, профгруппоргов, председателей цеховых организаций контролировали ситуацию на местах и оперативно оказывали необходимую помощь.
Главной задачей было обеспечить работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Профсоюз вёл еженедельный мониторинг ситуации. Мы оперативно вмешивались там, где возникали проблемы, в том числе поднимали проблемные вопросы на заседаниях штаба ОАО «РЖД» по предупреждению завоза и распространения COVID-19 под председательством генерального директора компании Олега Белозёрова. Это позволило нам оперативно решить вопросы с обеспечением работников масками, бактерицидными средствами.
Профсоюз контролировал создание безопасных эпидемиологических условий на рабочих местах, следил за специальной уборкой и обработкой помещений, состоянием в кабинах локомотивов, на «окнах», так как уже начались летние путевые работы. Должен сказать, что, несмотря на ограничительные меры при работе в «окнах», все необходимые социальные аспекты были учтены: и вагоны подготовлены нормально, и профилактика проходит своевременно, и работники обеспечены всем необходимым.
Хочу особо подчеркнуть, что пандемия дисциплинировала и работодателей, и работников. Профсоюз отмечает, что стало меньше нарушений в плане трудового законодательства и локальных нормативных актов. Если такие нарушения вскрываются правовыми инспекторами и председателями профсоюзных организаций или поступают сигналы от работников, то реакция незамедлительна и меры для их устранения принимаются оперативно.

– Вы упомянули, что профсоюз особое внимание уделяет организации работы во время летней путевой кампании. Какие есть позитивные изменения за последнее время и что ещё нужно исправить?
– Мы совместно с работодателем провели большую подготовительную работу к летней путевой кампании 2020 года. В адрес структурных подразделений были направлены рекомендации от профсоюза и РЖД по организации путевых работ в условиях пандемии, проведению соответствующих профилактических мероприятий. Нельзя не отметить существенные улучшения по подготовке и содержанию парка служебно-технических вагонов. Парк обновился на 27% за счёт поставки модулей сопровождения (593 единицы) и пассажирских вагонов (452 единицы). Мы видим, учитывая объёмы работ, что собственных средств ПМС на самостоятельную подготовку внутренних помещений вагонов недостаточно. Центральной дирекции инфраструктуры – балансодержателю вагонов – предложено в соответствии с действующим регламентом по предоставлению вагонов для ремонта инфраструктуры осуществлять подготовку вагонов в рамках плановых видов ремонта. Отдельно направлены предложения по утеплению помещений новых модулей сопровождения.
На контроле у нас вопросы, связанные с режимом труда и отдыха работников, пожарной и электробезопасностью, организацией работ в соответствии с технологией, оснащённостью структурных подразделений ручным инструментом и средствами малой механизации, а также организация стирки и химчистки спецодежды, дезинфекция мягкого инвентаря (подушек, одеял, матрацев в вагонах), уборка и дезинфекция помещений.
В местах дислокации служебно-технических вагонов для проживания выявляются замечания по подключению вагонов к электроснабжению, установке туалетов, лестниц для подъёма в вагон, организации водоотведения с учётом соблюдения вопросов экологии.
Контроль условий, охраны труда, производственного быта работников, задействованных на ремонте железнодорожной инфраструктуры в летний сезон, проводится силами инспекций труда профсоюза, уполномоченных по охране труда, председателей профсоюзных организаций на постоянной основе. Большинство выявленных замечаний своевременно устраняются ответственными руководителями дистанций пути, инфраструктуры, путевых машинных станций, также рассматриваются и на уровне центральных дирекций.

– Неизменная тема на повестке дня – охрана труда. Каковы показатели производственного травматизма по итогам первого полугодия?
– Уровень производственного травматизма в ОАО «РЖД» в первом полугодии сократился на 16% (с 56 до 47 случаев), снижено количество травмированных с летальным исходом (с шести до трёх человек). Основными причинами смертельного травматизма явились воздействие электрического тока, нарушение технологии и неудовлетворительная организация производства работ.
Работать без травм на производстве можно, всё необходимое для этого есть. Это доказывают коллективы предприятий, которые работают без смертельного травматизма пять и более лет, например в ОАО «РЖД» таких предприятий более 2 тыс., или 94%.

– Летняя оздоровительная кампания для детей стартовала, хоть и с опозданием. Какие планы на этот сезон? Как вам кажется, стоит ли сохранять дистанционные программы отдыха для детей?
– В этом году мы «учимся» детскую оздоровительную кампанию проводить по-новому. В мае было принято решение о проведении в режиме онлайн первой смены, а потом и второй. Считаем, что они прошли на хорошем, достойном уровне, позволив 6,6 тыс. ребят в условиях ограничений принять участие в онлайн-проектах. Можно сказать, что данная форма организованного отдыха зарекомендовала себя положительно и может использоваться как альтернатива традиционному отдыху детей непосредственно в детских здравницах, особенно это актуально для детей, которые по состоянию своего здоровья не могут выезжать в здравницы.
27 июля на площадке «Страна железных дорог» стартовал молодёжный профориентационный онлайн-лагерь «Наша СМЕНА» для 400 подростков, перед которыми уже сегодня стоит задача выбора будущей профессии.
В первую очередь открытие детских оздоровительных объектов зависит от эпидемиологической обстановки и решений субъектов РФ. В режиме офлайн стартовала детская оздоровительная кампания с участием 700 детей на Московской, Свердловской, Горьковской, Калининградской и Крымской железных дорогах с соблюдением требований Роспотребнадзора.

– Как с учётом ограничений удалось провести праздничные мероприятия в честь 75-летия Великой Победы? Какие из них вы бы выделили?
– Из-за пандемии многие мероприятия были отменены. Но велопробег, посвящённый 75-летию Великой Победы, который мы проводим при поддержке РФСО «Локомотив» и компании, решили организовать. Да, мы вынуждены были перенести даты проведения. Поэтому 12 и 20 июля из Севастополя и Мурманска навстречу друг другу стартовали две группы авангарда, которые эстафетно проедут вдоль линии фронта, где был остановлен враг. На южной ветке велопробега пройдёт ещё один дополнительный маршрут, участники которого 11 августа стартуют в Прохоровке и, обогнув Курскую дугу, присоединятся в Воронеже к южному авангарду (из Севастополя). Авангарды встретятся в Москве 30 августа. Количество участников и проведение массовых мероприятий по ходу движения велогрупп зависит от эпидемиологической обстановки в субъектах РФ.

– Какие наиболее важные задачи ставит профсоюз на второе полугодие 2020 года?
– Из наиболее важных задач – взаимодействие с работодателем, работниками по мероприятиям реализации концепции нулевого показателя производственного травматизма, снижения аварийности на инфраструктуре, совершенствования деятельности и мотивации общественного контроля.
На отдельном контроле до конца года остаются вопросы обеспечения дистанций пути средствами малой механизации. С учётом существенных средств, выделенных на эти цели в текущем году, вопрос должен быть решён до конца года. Также проводится общественный контроль своевременного введения в эксплуатацию поставляемых на сеть модульных табельных и пунктов обогрева.
Ряд задач касается улучшения условий труда локомотивных бригад на локомотивах – введение с помощью автоматизированных систем жёсткого запрета на выдачу в эксплуатацию локомотивов с неисправными системами жизнеобеспечения (кондиционерами, биотуалетами), наведение порядка в вопросе сохранности инструмента и инвентаря на локомотивах, в том числе эксплуатируемых на нескольких полигонах дорог.

– Какие профсоюзные мероприятия запланированы на День железнодорожника?
– В этот день профсоюзный актив встречается на празднике спорта – забеге «Достигая цели!», который проводится во всех регионах. В этом году мы также поддержали очень хорошее мероприятие – это онлайн-марафон, который проводит РФСО «Локомотив» при нашей финансовой поддержке, старт которого будет дан в Москве на стадионе «Лужники» в День железнодорожника.
И, конечно же, не можем не вспомнить и не поздравить наших дорогих, уважаемых ветеранов.

Беседовала
Мария Абдримова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31