15 апреля 2021 20:24

Побеждали везде – и в боях, и в труде

Работники завода «Тулажелдормаш» в годы Великой Отечественной войны проявили себя на фронте и в тылу. Одни защищали Родину с оружием в руках, другие в тяжелейших условиях создавали уникальную продукцию, помогавшую одерживать победы над врагом.
Уже в первый день начала войны на территории завода состоялся митинг, участники которого решили создать из работников предприятия собственный истребительный батальон. Впервые в прямом боестолкновении с фашистами тульские бойцы-добровольцы, «ястребки», как их ласково называли в народе, сошлись 20 октября 1941 года у станции Черепеть, в 105 км от Тулы и примерно в 200 км от Москвы.

Батальон был отправлен на один из самых опасных участков фронта для остановки рвущегося к Туле противника. Совместно с немногочисленными местными «ястребками» и батальоном 156-го полка НКВД заводчане преградили дорогу наступавшей гитлеровской машине. Враг превосходил защитников во всём: в вооружении, численно, технически. Отборным, опытным фашистским частям противостояли рабочие люди, впервые вступившие в бой. Но за плечами оборонявшихся была родная земля, сила их духа превосходила военную науку захватчиков. Весь день батальоны отражали волны атак, оставив свои позиции по приказу лишь вечером. Но этого дня хватило Красной армии, чтобы развернуть организованную оборону на данном направлении и приготовиться к встрече врага. В память о подвиге на месте боя сейчас стоит стела «20 октября 1941 года». В тот день у станции Черепеть погибли 11 заводчан.

Отойдя к Туле, бойцы заводского истребительного батальона влились в состав Тульского рабочего полка и приняли участие в героической обороне города. В дневнике начальника штаба Тульского рабочего полка старшего лейтенанта Василия Бенцеля записано: «30 и 31 октября, 1 ноября – это решающие дни борьбы за Тулу, дни отражения бронированных банд Гудериана, дни борьбы, которых я ещё не видел. Люди, вооружённые винтовками, гранатами, при незначительном количестве артиллерии отражали по четыре атаки танковых частей в количестве от 20 и до 100 машин. Атаки отражены, город наш».

После того как гитлеровцев отбросили от Тулы, рабочий полк стал регулярной частью Красной армии – 766-м полком 217-й стрелковой дивизии, в составе которой принимал участие в ожесточённых боях за Калугу, Юхнов, Жиздру, Карачев, Брянск, Клинцы, Гомель, Рогачёв, Бобруйск, Кёнигсберг.

В память о работниках, отдавших жизни на полях сражений Великой войны, у стен завода «Тулажелдормаш» в ноябре 1969 года был установлен обелиск, на котором записаны фамилии 81 погибшего заводчанина. Память о героях хранится и сегодня. В рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне завод «АО «Тулажелдормаш», входящий сейчас в Группу ПТК, провёл масштабную реконструкцию обелиска.

Пока одни заводчане били врага на полях сражений, другие героически работали на трудовом фронте, обеспечивая вооружённые силы оружием, боеприпасами и другой продукцией. С начала войны завод производил мины, путеразрушители, орудия на железнодорожных платформах. Осенью 1941 года его поделили и эвакуировали в два разных города: Златоуст Челябинской области и Ташкент. Оставшиеся в Туле работники выполняли небольшие заказы местного оружейного завода по ремонту станков и восстановлению оружия. В эвакуации предприятие пробыло около полугода и в начале весны 1942-го вернулось в Тулу. Начали ремонтировать танки, делали авиационные двигатели, производили военно-полевые кухни и другое оборудование для тылового обеспечения войск.

За годы войны заводчане прославились на всю страну разработкой и выпуском двух уникальных конструкций.

В 1942 году на завод прибыл инженер Павел Мугалёв. Он был командирован сюда из Москвы по заданию ЦК партии для реализации проекта создания сухопутного минного трала. Над разработкой идеи трудился вместе с конструкторами завода.

Устройства для «принудительного разминирования» тогда разрабатывались во многих странах. Ударные, ножевые, с нажимными башмаками – конструкций было много, но все они обладали рядом существенных недостатков, основным из которых была малая устойчивость элементов трала к взрыву. Башмаковые тралы имели также слишком большую площадь нажима, что препятствовало срабатыванию мин, находящихся под снегом. Ударные поднимали пыль, что очень мешало механику-водителю.

Мугалёв предложил конструкцию дискового трала. Толкаемые танком Т-34 стальные диски с наваренными на них шпорами погружались в грунт, вызывая срабатывание противотанковых мин.

Дисковый трал был испытан в полигонных условиях, по результатам испытаний была убрана средняя секция. Уже в 1942 году на заводе были изготовлены первые тралы, отлично зарекомендовавшие себя в боевых условиях. Танк толкал металлический трал массой 5,3 тонны, мины взрывались, танк оставался невредимым, за ним образовывалась разминированная колея, по которой в прорыв устремлялись другие танки и пехота. Трал выдерживал от трёх до пяти подрывов, после чего мог разбираться и восстанавливаться в полевых условиях. Никому в мире на тот момент не удалось создать подобное по эффективности, надёжности и простоте ремонта изделие. С 1943 года колейный минный трал Мугалёва начал выпускаться предприятием серийно под названием ПТ-3.

Видя, как их минные поля проходятся с помощью ПТ-3 танковыми частями Красной армии почти без остановки, фашисты мечтали заполучить такое оружие. Под Днепропетровском один из минных тралов был подбит на развороте и остался на поле боя. Три дня шли бои уже за обладание этим тралом. Но отбить ценный трофей у фашистов тогда не удалось. Впрочем, враги не успели вывезти ПТ-3 в Германию – при новом наступлении он, готовый к отправке, был взят на железнодорожной станции.

На заводе рассказывают, что сначала Сталин, узнав, что на один ПТ-3 расходуется более 5 тонн столь нужного для производства оружия металла, был недоволен. Но военные привели примеры огромной пользы этого механизма на поле боя, и Верховный главнокомандующий распорядился наградить орденами и медалями всю команду конструкторов минного трала во главе с Павлом Мугалёвым, которому в ноябре 1943 года за данную работу присвоено звание Героя Советского Союза.

Второй продукт, прославивший в те годы предприятие «Тулажелдормаш» – масловодогрейки. Не было тогда в стране незамерзающего машинного масла. А на заводе разработали и первыми освоили выпуск конструкций, состоящих из заполняемого водой котла, объёмом 300–400 литров, внутри которого находилась ещё одна ёмкость, наполненная маслом. Котёл грели на огне, вода нагревалась и разогревала масло, которое в таком виде заливали в технику перед выступлением. Благодаря этому нехитрому, но очень простому в обращении устройству советские самолёты, танки и другие машины сохраняли боеспособность в самые лютые морозы.

Стоит сказать о дальновидности руководства страны в те годы, по решению которого конструкторский состав завода на фронт не пускали, сохраняя интеллектуальный потенциал развития страны. Такая политика сказалась не только на появлении уникальной военной продукции, но и на темпах послевоенного восстановления, когда из цехов предприятия стала выходить железнодорожная техника, конструкция которой создавалась заводчанами уже в то время, когда бои шли ещё на территории СССР.

И сегодня, спустя 75 лет, завод не забывает свою славную историю и вклад железнодорожников в Великую Победу.

Игнат Вьюгин
Сафие Эмирова
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30