07 августа 2020 06:40

фото: Иван Куртов / ИД «Гудок»

Территория развития

В ОАО «РЖД» дан старт новому масштабному проекту «Восток. Точка притяжения», направленному на развитие Восточного полигона. Речь идёт не просто об отдельных инфраструктурных и социальных инициативах, а о создании на Дальневосточной дороге полигона опережающего развития. В проекте будут задействованы все бизнес-подразделения компании. Вчера в соответствии с планом завершилось формирование проектных групп, которые будут работать по восьми направлениям развития Восточного полигона.
Грузовой состав на мосту через Лену. В восточном направлении планируется увеличение провозной способности до 180 млн тонн в 2024 году
Проект развития Восточного полигона приобрёл новый статус. Как заявил 8 июля заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, Дальневосточная железная дорога объявлена полигоном опережающего развития. «Для создания полигона опережающего развития необходимо прежде всего создать качественно новые условия труда и социокультурную среду. На Дальневосточной дороге должны появиться самые передовые технологии и технические средства, применяться новые административные и управленческие подходы», – отметил он.

Координировать работу по развитию Дальневосточной дороги будет управляющий комитет под председательством генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова. Это постоянно действующий орган, который будет собираться раз в месяц и рассматривать текущий статус реализуемых проектов.

При комитете будут действовать восемь проектных групп по разным направлениям: «Разработка и реализация проекта «Цифровая железная дорога»; «Создание передовых условий труда»; «Локомотивный комплекс», «Инфраструктурный комплекс»; «Транспортно-логистическое обслуживание»; «Комплексное обслуживание пассажиров»; «Развитие социокультурных аспектов и мотивации»; «Участие органов государственной власти в реализации программы». Их возглавят профильные заместители генерального директора ОАО «РЖД».

Положения и составы проектных групп утверждаются, а к сентябрю будет проанализировано текущее состояние по каждому блоку и сформулирована комплексная программа мероприятий до 2025 года. По словам Дмитрия Шаханова, драйвером изменений станет команда управленцев новой формации. В регионе планируется создать особую социокультурную среду, чтобы не только удерживать, но и привлекать на Дальний Восток новых работников с их энергией и инициативой.

На Дальневосточной железной дороге предполагается создать полноценный железнодорожный технополис с отдельной локацией для проживания и улучшенной социальной инфраструктурой, дополнительными возможностями для обучения и карьерного продвижения, в том числе обсуждается вариант организации обучения детей сотрудников в лучших вузах региона.


Цифровизация в действии

Руководителем проектных групп по направлениям «Разработка и реализация проекта «Цифровая железная дорога» и «Создание передовых условий труда» назначен Сергей Кобзев, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер.

«Если посмотреть комплексно, то обе проектные группы решают одну из ключевых задач железнодорожного транспорта – повышение эффективности и, соответственно, конкурентоспособности», – прокомментировал он «Гудку».

По его словам, «Цифровая железная дорога» – это те проекты Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, которые работают в первую очередь «на земле», увеличивая эффективность перевозочного процесса, снижая потери, облегчая документооборот и коммуникации между работниками, обеспечивая качественную аналитику и надёжную поддержку принятия решений.

Что касается создания передовых условий труда, то здесь речь прежде всего о промышленной безопасности, охране труда, высокопроизводительных рабочих местах.

«Цифровизация снижает количество рабочих мест с вредными условиями труда, высвобождает творческий потенциал работников для решения более сложных, поисковых задач. В свою очередь, сегодня невозможно представить современное рабочее место без различных цифровых помощников, сервисов, аппаратно-программных комплексов. Синергия между двумя этими направлениями ведёт в конечном итоге к росту привлекательности работы на железнодорожном транспорте, в том числе среди молодёжи, что весьма актуально для в целом трудонедостаточного полигона Дальневосточной дороги», – рассказал Сергей Кобзев.

Одной из главных задач развития Восточного полигона является наращивание объёмов международных железнодорожных контейнерных перевозок.

В настоящий момент холдинг проводит системную работу по выходу на рынок транспортно-логистических услуг Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте контейнерных перевозок, а именно организации транзитных интермодальных перевозок.

Так, в 2019 году в ОАО «РЖД» реализован интеграционный проект «ИНТЕРТРАН», он позволил за счёт перевода в электронный вид документов на участке маршрута Йокогама – Владивосток – станция Силикатная (МОСК) сократить время оформления документов более чем на 4 суток и сформировать современный информационно-логистический сервис, позволяющий сопровождать перевозку контейнера электронными данными, обеспечить необходимой электронной информацией заинтересованных лиц и государственные контролирующие органы.

 В 2020 году запланировано развитие проекта и расширение его географии на международную железнодорожную перевозку по маршруту Владивосток (РФ) – Колядичи (Республика Беларусь).


В ОАО «РЖД» ведётся ряд проектов, направленных на развитие транспортно-логистической экосистемы с Федеральной таможенной службой (ФТС) России, а именно: предварительное информирование в электронном виде таможенных органов о грузах (товарах), планируемых к пересечению границы, и электронная регистрация прибытия груза на пограничную станцию; получение из единой автоматизированной системы ФТС России оформленных экспортных деклараций на вывозимый товар и сведений из транзитной декларации; завершение в электронном виде таможенной процедуры таможенного транзита на территории Российской Федерации без доставки документов на бумажных носителях в таможенные органы.


Для формирования непрерывной технологической цепочки информационного обмена на всех этапах таможенного транзита при международных перевозках с 2019 года проводится пилотный проект организации таможенного администрирования транзитных перевозок железнодорожных грузов из стран Юго-Восточной Азии в Европу через погранпереходы Наушки (Россия) и Брест (Белоруссия), а также перевозок назначением на железнодорожные станции Орша и Колядичи (Белоруссия) с участием Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Белоруской железной дороги. В 2020 году запланировано расширение географии применения данной технологии на порт Владивосток.


«Составная часть проекта технологии «дорога – порт» и «порт – дорога» – автоматизация плана подвода поездов (реализована в АСУ МР – Автоматизированной системе управления местной работой). Основной функционал в рамках данного направления: автоматизация плана подвода поездов, алгоритм которого в том числе учитывает данные, получаемые от морских терминалов. Учитывая поездную обстановку и данные, полученные от терминалов по потребности в грузе в разрезе ассортимента на планируемый период, с учётом наличия этих грузов формируется прогноз прибытия поездов с востребованным грузом. В 2019 году данное решение протиражировано на Дальневосточной дороге – подключены все терминалы по станции Находка-Восточная», – рассказал Сергей Кобзев.


Также в ОАО «РЖД» в настоящее время в различной стадии проработки находятся проекты, принятие решения о реализации которых на Дальневосточной дороге вполне осуществимо в ближайшие три года. Это такие проекты, как «Цифровой двойник и Единая корпоративная платформа по работе с технической документацией (ЕКП ТД)»; «Сервис контроля жизненного цикла грузовых вагонов и деталей с применением технологии Blockchain»; «Предиктивный анализ в вагонном хозяйстве», «Сервис контроля жизненного цикла рельсовой продукции с применением технологии Blockchain».



Производственные задачи

Локомотивный комплекс вовлечён в работу по реализации планов развития пропускных и провозных способностей Восточного полигона. Для этого пополняется парк электровозов и тепловозов БАМа и Транссиба. В этом году в эксплуатационное депо Комсомольск-на-Амуре пришло двенадцать тепловозов 3ТЭ25К – на сегодняшний день это самый мощный тепловоз в ОАО «РЖД». Применяют 3ТЭ25К при вождении поездов в 7100 тонн по этому маршруту без отцепок и подталкивания.

Восточный полигон обеспечивается локомотивами серии «Ермак» 3ЭС5К и 2ЭС5К с поосным регулированием силы тяги. Они имеют повышенные тяговые характеристики и позволяют водить поезда весом 7100 тонн от станции Мариинск Красноярской дороги до станции Смоляниново Дальневосточной магистрали без отцепки на станции Карымская.
  
«В этом году продолжится массовое обновление парка Дальневосточной дирекции тяги. На дорогу поступит 30 трёхсекционных локомотивов 3ТЭ25К. На конец года в депо Комсомольск их будет уже 42. Также поступит 84 локомотива маневровых ТЭМ18ДМ. Это позволит полностью обновить парк депо Хабаровск-2 и депо Уссурийск для работы в портах и на узловых станциях, – рассказал «Гудку» Дмитрий Осин, начальник Дальневосточной дирекции тяги. – На дорогу поступит 4 локомотива 4ЭС5К с проходными секциями для депо Смоляниново на участке подталкивания. В депо Хабаровск поступит 74 локомотива 3ЭС5К с поосным регулированием. Сейчас локомотивы этой серии водят поезда на участке Мариинск – Хабаровск весом 7100 тонн. Мы сейчас проводим испытания на участке Шкотово – Красноармейский с трёхсекционной машиной в голове поосного регулирования весом 6300 тонн, что нам позволит уйти от смены тяги в депо Смоляниново».

По программе ресурсосбережения дорога получит в этом году 100 комплектов установок «Виртуальная сцепка» в депо Хабаровск-2, что позволит проводить испытания с интервалами движения до 7 минут на участке Карымская – Смоляниново. 

По словам Дмитрия Осина, на следующий год запланирована поставка грузовых магистральных локомотивов в депо Комсомольск, по предварительным данным, 40 машин. Также продолжит обновляться маневровый парк – запланирована поставка, по предварительным данным, 74 маневровых локомотивов, также в плане поставка секционных локомотивов. «До 2022 года мы уйдём от маневровых локомотивов старой серии, и до 2025–2030 годов БАМ перейдёт на новую серию локомотивов. Это все локомотивы нового поколения, которые дают возможность увеличить массу и длину поезда и тем самым доставлять растущие объёмы грузов в порты Ванино и Находки», – говорит он.

Как рассказали «Гудку» в Дирекции тяги, параллельно развивается инфраструктура эксплуатационного комплекса, дома и комнаты отдыха локомотивных бригад, инфраструктура для ремонта и технического обслуживания локомотивов. «Реализация таких больших инфраструктурных проектов, как реконструкция и строительство объектов железных дорог БАМа и Транссиба, несёт в себе синергетический эффект, предоставляя работу строителям, перевозчикам, предприятиям разных отраслей промышленности, открывая новые возможности для развития региона», – подчёркивают в Дирекции тяги.


Модернизация пути

В этом году всеми видами ремонта на Дальневосточной дороге будет охвачено 480,3 км пути, сообщил Юрий Рязанов, заместитель начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры по модернизации. «Согласно плану капитальный ремонт первого уровня пройдёт на 213 км, ремонт второго уровня – на 181 км и ремонт третьего уровня – на 86 км. Также нужно будет заменить 157 стрелочных переводов. Надо отметить, что в этой статистике мы не учитываем Сахалин, потому что там работы проходят по отдельной программе. По последним данным, уже уложено 100 км рельсошпальной решётки по первому уровню ремонта, по второму уровню – 64 км, средний ремонт – 61 км. Также уже уложено 78 стрелочных переводов, то есть 50% от плана. Основной объём работ идёт в графике. Есть небольшое отставание по плетям в связи с форс-мажорами, но мы его наверстаем», – пояснил он.

В числе важнейших сегодня участки БАМа, где уже пройден участок Тында – Хани. По словам Юрия Рязанова, сейчас в приоритете участок Тында – Комсомольск-на-Амуре – там сейчас укладываются железобетонные шпалы, новые плети, проводится ремонт земляного полотна.

«Конечно, нельзя забывать про Транссиб. Три последних створа прошли на перегонах Ольгохта – Волочаевка, Гедике – Каменушка, Баневурово – Барановский. Сейчас 72-часовые «окна» в связи с большим потоком поездов на порты Дальнего Востока сокращены до 60-часовых, – рассказал он «Гудку», – также в этом году у нас в приоритете направление Тында – Нерюнгри. В этом году делаем капитальный ремонт на первом перегоне Могот – Рихард Зорге».

По предварительным данным, на 2021 год запланировано 511 км всех видов ремонта, на 246 км – капитальный ремонт на новых материалах, на старогодных материалах – 189 км, средний ремонт – 75 км. Также планируется уложить 145 новых стрелочных переводов и 23 старогодных комплекта. Будут затронуты участки Транссиба, а до Находки будет сделано 12 перегонов.


Устранить барьеры

К числу первоочередных задач, считает Михаил Старовойтов, главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры, относится ликвидация барьерных мест для организации пропуска поездопотока в направлении Кузбасс – Дальний Восток. «Здесь особого внимания заслуживают переустройство перевального участка, имеющего сверхнормативные величины уклонов (до 0,029) с кривыми радиусами менее 200 м на направлении Амурский Залив – Находка со строительством новой трассы обхода, решение данного вопроса позволит повысить весовую норму поездов до 7 тыс. тонн и более в направлении строящихся терминалов на побережье Японского моря, – рассказал он «Гудку». – Реконструкция участков с наличием трудных условий плана и профиля на железнодорожном пункте пропуска Пограничный (станция Гродеково), который эксплуатируется со времени строительства КВЖД, это позволит пропускать поезда весом более 6300 тонн в направлении Китая. Ликвидация протяжённости участков пути со сверхнормативной наработкой пропущенного тоннажа на полигоне БАМа, где на настоящий момент из общей протяжённости линии от станции Хани до станции Комсомольск-на-Амуре (2 тыс. км) таких участков практически половина (900 км). За предстоящие 5 лет «просрочка» будет ликвидирована практически полностью».

Отметим, что сегодня для обеспечения начала регулярного пропуска поездов весовой нормы 6300 тонн по участкам БАМа и другим направлениям производится усиление кривых участков пути с кривыми радиусом менее 650 м. «На полигоне Дальневосточной дороги всего требуется усилить 967 кривых, из них свыше 650 – на участках БАМа, в настоящее время все необходимые материалы для усиления кривых (прежде всего скрепления КД-65) получены, работы развёрнуты и проводятся значительными темпами, завершение планируется к 1 декабря», – сообщил Михаил Старовойтов.

Улучшение условий труда


Для реализации программы «Восток. Точка притяжения» необходимо решать кадровые вопросы. «За последние 5 лет численность жителей в населённых пунктах БАМа Дальневосточной железной дороги уменьшилась на 5% и продолжает снижаться. В целом население Дальнего Востока сократилось с 1990-х годов на 15% и сегодня находится на отметке менее 7 млн человек», – отмечает Михаил Старовойтов.


«Нужно стимулировать работников, чтобы они были материально заинтересованы в своём пребывании в этом регионе на как можно больший срок. Только таким образом можно остановить отток населения с этих территорий, который мы наблюдаем в последние годы», – отмечал ранее председатель дорожной территориальной организации Роспрофжела на Восточно-Сибирской дороге Александр Старцев.


По словам Сергея Кобзева, на реализацию программы «Перспективная комплексная программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2018–2020 годы» ежегодно направляется более 20 млрд руб. Он также напомнил, что сейчас в компании формируется Перспективная комплексная программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2021–2023 годы.


По его словам, программа предусматривает внедрение проектов, основанных на работе искусственного интеллекта, направленных на распознавание правильности действий работников при выполнении своих обязанностей, в том числе применение инновационных средств защиты, таких как «умная каска», позволяющих осуществлять полный контроль за действиями работника в опасной зоне; внедрение современных цифровых технологий для повышения эффективности обучения и инструктирования работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; внедрение современных технологий, позволяющих уйти от тяжёлого ручного труда посредством применения современного инструмента и механизмов; применение современных устройств связи и оповещения работников, находящихся на путях, о приближении подвижного состава; применение малообслуживаемых устройств, многофункциональной техники; замену и установку новых табельных, пунктов обогрева с оборудованием сушильных помещений, современных систем отопления.


В целях обеспечения безопасных условий труда и профилактики профессиональных заболеваний работники ОАО «РЖД» своевременно обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, соответствующими их условиям труда. Так, с 2019 года в компании внедрена новая коллекция спецодежды. В этом году на основе исследования рынка и мониторинга качества будет выполнена актуализация технических условий на спецодежду и спецобувь, также будет расширен спектр моделей специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учётом климатических условий и особенностей профессиональных групп.


«Разработка и внедрение прогрессивных и безопасных технических средств, оборудования и технологических процессов, средств механизации и автоматизации будут способствовать выводу работников ОАО «РЖД» из опасных зон, устранению ручного труда, улучшению условий труда и сведению к минимуму профессиональных рисков и опасностей», – подчёркивает Сергей Кобзев.


О программе социального развития и мотивации сотрудников Восточного полигона – в материале «Социальная поддержка бамовцев».

 

Питание и торговля


О планах развития общественного питания и торгового обслуживания на Восточном полигоне «Гудку» рассказал Сергей Торощин, генеральный директор АО «ЖТК»: «Хабаровский филиал, который представляет ЖТК на Дальневосточной магистрали, рассматривается как одна из территорий стратегического роста. Основой для развития компании на полигоне ДВЖД послужит действующая инфраструктура общественного питания и торгового обслуживания, которая во многом досталась нам «по наследству» от отделов рабочего снабжения, обеспечивавших железнодорожников всем необходимым до создания ЖТК».


По его словам, Хабаровский филиал в разгар пандемии коронавируса приобрёл уникальный опыт, который будет полезным при воплощении проекта по созданию полигона опережающего развития, например в сфере взаимодействия с региональными органами власти и местного самоуправления. Так, по просьбе властей Хабаровского края силами ЖТК весной этого года была налажена доставка товаров первой необходимости и продуктов питания в отдалённые населённые пункты, к которым нет других путей доставки, кроме как по железной дороге. «Торговля и доставка товаров первой необходимости на удалённых станциях осуществляется с помощью пяти вагонов-лавок и вагонов-развозок», – уточнил Сергей Торощин.


Он заверил, что в перспективе общественное питание на объектах железнодорожной инфраструктуры будет развиваться. Например, на станциях Уссурийск и Находка-Восточная полным ходом идёт реконструкция буфетов. Расширяется и география деятельности АО «ЖТК» в регионе. В прошлом году компания обеспечила питание сотрудников холдинга «РЖД» в ходе работ по переустройству железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин, а с 1 июня Хабаровский филиал на постоянной основе поставляет завтраки, горячие обеды и ужины 100–120 сахалинским путейцам.


«Пилотный проект по модернизации столовых был реализован именно на ДВЖД. С начала года обновлённая столовая № 3 дома отдыха локомотивных бригад на станции Тында открылась для посетителей. Сейчас здесь проходят обкатку новые стандарты общественного питания. Порядка десяти столовых на полигоне Дальневосточной дороги нам ещё предстоит перенастроить в соответствии с новыми стандартами», – заявил Сергей Торощин.



Национальные приоритеты

Развитие БАМа и Транссиба предусмотрено Комплексным планом модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры (КПМИ) до 2024 года, который был утверждён Правительством РФ 30 сентября 2018 года (распоряжение № 21010р). В восточном направлении планируется увеличение провозной способности в 1,5 раза – до 180 млн тонн в 2024 году и 210 млн тонн в 2025 году.

Приоритетное развитие БАМа и Транссиба предусмотрено и общенациональным планом восстановления российской экономики, который, как сказал 13 июля на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам премьер-министр Михаил Мишустин, должен быть проработан до осени.

На том же заседании первый вице-премьер, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Андрей Белоусов отметил, что завершение к середине этого десятилетия семи крупнейших транспортных мегапроектов (среди которых Восточный полигон) является условием возвращения российской экономики к росту.

Предполагаемый объём инвестиций на развитие БАМа и Транссиба в период 2024–2025 годов составит 203,4 млрд руб. Источниками финансирования станут средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и собственные средства ОАО «РЖД». Напомним, в начале июня ЦБ зарегистрировал программу и проспект бессрочных облигаций РЖД объёмом до 370 млрд руб. Размещение бессрочных облигаций стало источником финансирования инвестпрограммы РЖД в условиях сокращения бюджетного финансирования на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции (объём инвестпрограммы холдинга на этот год составляет 642 млрд руб.). Планируется, что привлечённые средства в том числе пойдут на финансирование железнодорожных проектов КПМИ, в том числе БАМа и Транссиба, а также на развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

Игнат Вьюгин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31