21 апреля 2021 07:28

фото: Владислав Сафронов

Биометрия в помощь

Новозвенцы МЖД предлагают способы совершенствования производственных процессов

В онлайн-полуфинал конкурса «Новое звено», который стартовал в компании во вторник, 21 июля, вышли 14 проектов молодых новаторов Московской дороги.
Из 1951 проекта, заявленного к участию в молодёжном конкурсе инновационных проектов «Новое звено – 2020» от всех дорог, до полуфинала дошла 151 разработка. Команда полуфиналистов столичной магистрали стала одной из самых многочисленных: участники презентуют 14 проектов, которые прошли многоуровневую систему отбора и на каждом этапе – дорожном и центральном – подтвердили свою перспективность. Возможность их реализации будет зависеть теперь от успешной защиты перед руководством компании.

Проекты, которые представляют новаторы МЖД на полуфинале, направлены на решение самых разных производственных задач. Например, команда, возглавляемая главным инженером Покровско-Стрешневской дистанции электроснабжения Дмитрием Ульянкиным, разработала устройство под названием «Электронный помощник энергодиспетчера».
«Наше приспособление в первую очередь может быть использовано при проверке состояния контактной сети. С его помощью энергодиспетчер, выйдя на линию, в считаные минуты сможет определить, например, что стало причиной падения напряжения, и, исходя из полученной информации, правильно сориентироваться в ситуации», – говорит Дмитрий Ульянкин.

Среди прочих новозвенцами МЖД представлены решения по увеличению перерабатывающей способности железнодорожных станций за счёт дистанционного контроля за накатом на тормозные башмаки, внедрению «умных технологий» в управление технологическим жильём, регулированию пассажиропотока на МЦК с помощью дистанционной перенастройки контроллеров турникетов и другие.

Команда в составе начальника железнодорожной станции Перово Владислава Сафронова, заместителя начальника диспетчерского Центра управления перевозками Московской дирекции управления движением Ильи Никитина и дежурного по станции Перово Натальи Терёшкиной представила проект «Биометрия».

К слову, Владислав Сафронов – новозвенец со стажем. Впервые он принял участие в конкурсе в 2016 году, когда работал на Куйбышевской магистрали. В следующем в соавторстве с коллегами представил проект, который дошёл до финала, в 2018 году очередная разработка при участии Владислава вышла в полуфинал. В 2019 году команда начальника железнодорожной станции Бензин КбшЖД Владислава Сафронова одержала долгожданную победу. Удачу новозвенцам принёс проект «Увеличение участковой скорости в результате изменения режима ведения «скрещенных поездов». Разрабатывая свой проект, молодые специалисты-практики искали ответ на вопрос: как синхронизировать движение встречных поездов на участках затяжных подъёмов-спусков, чтобы энергия помогала создавать дополнительную тягу для состава, идущего вверх? Предложение победителей конкурса нашло отклик у руководства дороги и в Центральной дирекции управления движением. На Куйбышевской были выбраны 40 подходящих участков и создана дорожная карта по организации на них движения «скрещенных поездов». Ожидается, что после внедрения проекта техническая скорость увеличится на 0,5 км/ч в сутки для одного участка и на 0,3 км/ч для всей дороги.

В ноябре прошлого года Владислав Сафронов получил назначение на должность начальника железнодорожной станции Перово, и в конкурсе «Новое звено – 2020» он уже представляет Московскую железную дорогу. В основу разработки его команды положен принцип использования биометрических данных в железнодорожной сфере.

Идея возникла не на пустом месте. «Двигателем» инженерной мысли стала напряжённая эпидемиологическая обстановка, связанная с появлением и распространением новой коронавирусной инфекции. «Последние события существенно изменили устоявшийся уклад в разных сферах нашей жизни, – рассказывает Владислав Сафронов. – Так, тысячи сотрудников компании были вынуждены перейти на удалённый режим работы. Организация производственного процесса в создавшихся условиях – вопрос неоднозначный. Отдельным категориям работников, к примеру некоторым представителям инженерно-технического блока, для полноценного выполнения своих обязанностей на «удалёнке» достаточно персонального компьютера, оснащённого необходимыми программами. Труднее в сложившейся ситуации перестроиться оперативным работникам, представителям железнодорожных профессий, которые непосредственно участвуют в обеспечении надёжного и безопасного перевозочного процесса. Мы постарались решить проблему применительно к диспетчерскому персоналу».

Сегодня на сети дорог повсеместно используются системы микропроцессорной централизации железнодорожных станций. Например, диспетчерская централизация (ДЦ) «Диалог», предназначенная для автоматизированного управления движением поездов на участке железной дороги. В совокупности это комплекс программно-аппаратных средств, состоящий из аппаратуры центрального поста и линейных пунктов. «При использовании ДЦ «Диалог» управление процессом движения поездов на участке обычно производится с центрального пункта диспетчерского управления, – поясняет Наталья Терёшкина. – В то же время аппаратура системы обеспечивает приём и обработку информации от линейных пунктов участка о фактической поездной ситуации на станциях и прилегающих перегонах, а также состоянии объектов контроля».
«Главной отличительной особенностью этой и других построенных по аналогичному принципу систем является организация удалённого доступа к автоматизированному рабочему месту специалиста, – продолжает Владислав Сафронов. – Но при организации работы дежурно-диспетчерского персонала хозяйства перевозок в удалённом формате, помимо внедрения аппаратно-программных средств, нужна ещё и идентификация сотрудников. Наше предложение состоит в использовании для этого их биометрических данных».

Ребята предлагают распознавать диспетчера, работающего на удалённом рабочем месте, с помощью встроенной в компьютер камеры и биометрической программы, которая идентифицирует человека по форме лица. Техническое решение воплощения своего замысла они будут защищать дистанционно в последний день полуфинала.
«Использование в совокупности систем удалённого доступа с учётом биометрических данных конкретных лиц создаёт новые возможности в различных сферах железнодорожной отрасли, – уверена Наталья Терёшкина. – С помощью биометрии, к примеру, можно не только дистанционно управлять перевозочным процессом, но и обеспечить упрощённое прохождение предрейсовых медицинских осмотров, ведь по сетчатке глаза можно определить, насколько человек хорошо отдохнул и готов к работе, или благодаря использованию специального алкозамка сделать заключение о содержании у тестируемого алкоголя в крови. Можно более эффективно вести учёт рабочего времени сотрудников или усовершенствовать электронный документооборот».

Во время подготовки своего проекта к полуфиналу команда разработчиков провела опрос среди представителей железнодорожных профессий на предмет целесообразности использования биометрии в организации производственных процессов и готовности к этому в своей работе. «В основном коллеги выказывали заинтересованность возможностью внедрения системы распознавания, что, наверное, неудивительно в связи с общим развитием технологий и дистанционного формата работы в компании».

Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30