16 апреля 2021 05:51

Внеклассное обучение

Игорь Даненко, начальник Северо-Кавказского учебного центра профессиональных квалификаций

Из-за угрозы пандемии для обеспечения непрерывности образовательного процесса подготовки рабочих кадров для предприятий сети дорог в Северо-Кавказском учебном центре профессиональных квалификаций программы обучения по рабочим профессиям реализуются с применением дистанционных образовательных технологий. Все занятия перенесены в онлайн-среду. Дистанционное обучение позволяет реализовать принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и обучающихся друг от друга с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Интерактивность дистанционного обучения обусловлена возможностью использования сетевой системы обучения, наличием модулей самостоятельной оценки знаний и интерактивного объяснения материала, использования мультимедийных ресурсов Системы дистанционного обучения (СДО). Возможность контакта между преподавателями учебного центра и обучающимися обеспечивается посредством создания электронных коммуникаций, проведения вебинарных занятий и видеоконференций в СДО, доступной из сетей Интернет/Интранет, а также посредством приложения Zoom и на платформе Министерства образования РФ «Инфоурок».

Положительные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают непрерывность образования работников холдинга, доступность контента из любого региона страны (Дагестан, Чеченская Республика, Ставропольский край, центральные районы РФ), массовость, вариативность каналов коммуникации, ориентацию на самостоятельность обучающихся, широкое использование электронных образовательных ресурсов СДО и сети Интернет, внедрение информационных технологий в учебный процесс, наличие индивидуального подхода с учётом потребностей и особенностей обучающихся, возможность самореализации для обучающихся и преподавателей, объективность оценки знаний, проводимой при помощи прикладных компьютерных программ, доступность и открытость обучения, возможность заказчика контролировать обучение, присутствуя на занятиях онлайн, снижение общих затрат на обучение (оплата за проживание в общежитии, оптимизация командировочных расходов).

В то же время дистанционное обучение характеризуется рядом недостатков: отсутствие у обучающихся навыков самостоятельной работы с использованием информационных технологий и недостаточной технической оснащённостью отдельных категорий обучающихся, низкий процент покрытия отдельных регионов сетью Интернет и, как следствие, слабый сигнал, сбои при передаче данных, недостаточная компьютерная грамотность в отдельных случаях обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения без живого общения, трудности создания творческой атмосферы в группе обучающихся и возможности удержать внимание, возможность искажения информации, недоразумения в связи с удалённостью участников образовательного процесса, сложности администрирования процесса дистанционного обучения.

Для преодоления этих трудностей необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических и педагогических условий, таких как жёсткая самодисциплина преподавателя и обучающегося, самостоятельность и компетентность при выборе источников и технологий обучения, использование качественного электронного образовательного контента, готовность обучаться и учить по-новому, открытость для инноваций.

При проведении вебинаров преподаватели используют современные педагогические технологии, методические приёмы и инструменты: демонстрацию презентаций, схем и иллюстраций, видеофильмов, электронных образовательных ресурсов, применяют функцию «опросы», кейсовые технологии, реализуют индивидуальную образовательную траекторию обучения. Активно используются чаты для организации работы учебной группы, их регистрации в СДО, ознакомления с рекомендациями для подготовки к участию в вебинаре.

При отсутствии технической возможности дистанционного обучения обучающихся организуются рабочие места для обучающихся в кабинетах технической учёбы на предприятиях, оснащённых необходимыми современными техническими средствами обучения. В СДО в разделе «Медиаресурсы подразделений» сформированы сопровождающие образовательные ресурсы – презентации и конспекты лекций, контрольно-измерительные материалы, учебные фильмы, справочные материалы, нормативно-техническая литература.

С целью повышения уровня педагогического мастерства и обмена опытом по проведению занятий в дистанционном формате преподавателями учебного центра проведены открытые уроки. Силами преподавателей локомотивного цикла Тихорецкого подразделения проведена техническая конференция на тему «Обеспечение безопасности движения» в дистанционном формате, благодаря чему её участниками стали более 90 обучающихся. В сжатые сроки преподавателям центра удалось сформировать базу медиаресурсов системы дистанционного обучения подразделения для обеспечения информационной поддержки обучающихся, работа по её формированию и актуализации не прекращается. Сотрудники и преподаватели учебного центра находятся в постоянном поиске эффективных способов решения выявляемых проблем дистанционного обучения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30