21 сентября 2020 17:04

Пути проверяет лазерный сканер

На Куйбышевской дороге завершена тестовая эксплуатация автоматизированной информационно-измерительной системы контроля состояния станционной инфраструктуры ИИС КСИ, установленной на маневровом тепловозе ТЭМ18.
Разработчиком системы стал Научно-производственный центр информационных и транспортных систем (АО НПЦ «Инфотранс»). Оборудование ИИС КСИ было установлено на ТЭМ18ДМ в ноябре прошлого года и тестировалось на станции Кинель. По итогам испытаний была выполнена модернизация измерительной системы, с марта 2020 года начаты эксплуатационные испытания. Уже в августе планируется провести приёмочные испытания новой безлюдной технологии для последующего тиражирования на сеть. В состав ИИС КСИ входят системы для контроля параметров геометрии рельсовой колеи, поперечного профиля рельсов, коротких неровностей на поверхности катания, обзорного видеонаблюдения с позиционированием результатов проверки в железнодорожной и геодезической системах координат. В состав системы включены также лазерные сканеры для контроля габаритов приближения строений. В этом году разработчики добавили к системе функцию контроля состояния стрелочных переводов на станционных путях. В начале июля прошли тестовые испытания дополнительного функционала.

На станции Кинель над путями подрагивает марево – лето «раскраснелось» до плюс 36. На тормозных позициях скрипят скатывающиеся вагоны, от вокзала неспешно отходит пассажирский поезд, а грузовые составы в парках приёма и отправления ждут своей очереди. У входного сигнала в районе горки останавливается ТЭМ18. На капоте видна обзорная видеокамера, на моторном отсеке – датчики, антенна и устройства передачи информации, по бортам, в районе ходовой части, – неприметные блоки лазерных сканеров. Днём их работу не видно, а вот в тёмное время суток фиолетовая нитка бесшумно скользит по рельсовой нити, считывая каждую шероховатость профиля. Вместе с главным инженером станции Владимиром Бугеро поднимаемся на локомотив. Машинист Алексей Ярёменко плавно отпускает тепловоз с места. «Система автоматически включается при запуске локомотива. Мы делаем свою работу, система – свою. За одно дежурство успеваем объехать несколько парков. Скорость небольшая, но зато проверка путей идёт под нагрузкой, как под полноценным составом», – рассказывает машинист.

По словам Владимира Бугеро, все измерения объектов инфраструктуры проводятся бесконтактно и без участия человека. Такой подход позволяет локомотиву выполнять штатную работу и в фоновом режиме вести полноценную диагностику. «Оценка пути происходит в режиме реального времени, результаты онлайн передаются по каналу связи в офис разработчиков, а затем поступают в Самарский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры для анализа и выработки рекомендаций по устранению выявленных замечаний», – поясняет Владимир Бугеро.

Проезжаем участок очередного парка. Монтёров пути не видно. И это нормально, так как после сканирования путей информация о выявленных замечаниях оперативно передаётся в дистанцию пути. Ремонтники также оперативно устраняют неисправности. Объём работы у локомотива большой – парки № 6, 7, 8, Безенчукский и Транзитный. К примеру, со 2 по 7 июля общий пробег ИИС КСИ с локомотивом (в режиме измерений) составил 190 км. «Технология исключит технологически сложную проверку путей вагонами-путеизмерителями, позволит уйти от ручного труда при проверке стрелочных переводов, поднять достоверность информации», – говорит Владимир Бугеро.

Как рассказали в Самарском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, пока речь не идёт о количестве выявленных замечаний. Основной упор в ходе тестовых поездок сделан на качество диагностирования. После каждого прохода ТЭМ18 эти же участки пути проверяет дорожный мастер. Например, дорожный мастер шаблоном определил уширение колеи до 1538 мм. Комплекс зафиксировал в этом месте 1540 мм. Эти данные сравниваются.

В системе предусмотрена возможность оценки параметров геометрии рельсовой колеи как в процессе измерений, так и в режиме отложенной обработки записанных результатов измерений в центре мониторинга. Раньше пути на станции один раз в полгода проверял вагон-путеизмеритель, ежеквартально – путеизмерительная тележка.

Безлюдные технологии уже доказали эффективность: не надо содержать дополнительный штат для проверки инфраструктуры, обеспечивается безопасность движения. «От запуска локомотива до получения данных в центре диагностики и передачи в дистанцию пути всё происходит без участия человека», – отмечает и.о. главного инженера Самарского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Виталий Семерей.

Организатором проекта выступил главный инженер КбшЖД Вячеслав Дмитриев. За полгода ему удалось реализовать проект на стыке нескольких хозяйств: скоординировать усилия подразделений дирекций инфраструктуры, тяги, управления движением и разработчиков. «От идеи до воплощения – несколько месяцев. Уже в марте мы начали опытную эксплуатацию бесконтактной системы диагностики на станции Кинель. Безусловно, как у любого нового проекта, всегда есть вопросы, требующие постоянного внимания и корректировки технических и технологических решений. Результаты впечатляют. Сейчас готовим доработку технических решений до выполнения целевой задачи – обеспечить комплексную диагностику всей инфраструктуры станции», – сказал Вячеслав Дмитриев.

Накопление поколений данных с результатами измерений позволит вести мониторинг состояния путей и стрелочных переводов с оценкой динамики и прогнозированием, формировать статистику и планировать работы по техобслуживанию. В перспективе использование технологии позволяет создать цифрового двойника станционной инфраструктуры. Технология может дополниться контролем контактной сети, габаритов, автоматики и телемеханики.

В августе на станции Кинель пройдут приёмочные испытания ИИС КСИ с участием разработчиков, представителей Центральной дирекции инфраструктуры и КбшЖД.

Дмитрий Попов
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31