26 ноября 2020 23:19

фото: 123RF/Legion-Media

Билет для Коли

В конце июня в соцсетях заметный резонанс вызвали посты директора благотворительного фонда «Дом с маяком» Лидии Мониавы, которая покупала билет на «Сапсан» для одного из подопечных фонда, инвалида-колясочника Коли. «Гудок» разобрался в ситуации и выяснил, чем были вызваны сложности при покупке электронных билетов на специализированные места для инвалидов и какие меры принимаются по развитию сервисов для маломобильных пассажиров.
Как рассказала «Гудку» Лидия Мониава, Коля раньше жил в интернате. Лида оформила над ним временную опеку, чтобы забрать к себе на время пандемии, а сейчас оформила уже постоянную опеку, почему и было принято решение, и появилась возможность осуществить путешествие на поезде вместе с Колей.
«У меня вопросы к РЖД. Я собралась поехать в отпуск в Санкт-Петербург вместе с Колей. Друзья у меня стали спрашивать – ого, как же вы поедете? Я говорю – как все, на «Сапсане», а что такого? Но решила на всякий случай проверить, правда ли человек в инвалидном кресле может, как и все, поехать на «Сапсане». Оказалось, что нет, как все не может, – писала Лидия в Facebook. – Чтобы купить билет обычному человеку, нужно 5 минут времени – онлайн оформить заказ на сайте РЖД. Для людей в инвалидной коляске всё гораздо сложнее» (орфография и пунктуация автора сохранены. – Ред.).

Места для инвалидов в поездах дальнего и скоростного сообщения являются специализированными. Они предусматривают как особый порядок покупки, так и имеют конструктивные отличия. Например, увеличенную ширину дверей и проходов, в зонах размещения пассажиров из числа инвалидов обеспечивается возможность передвижения в кресле-коляске, в специализированном купе поездов дальнего следования, помимо спальных мест, предусмотрены места для крепления кресел-колясок, также более свободное пространство и оборудованные места (площадки) предусмотрены в высокоскоростных поездах «Сапсан». К тому же такие места в поездах продаются по скидке.

По условиям оформления проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования и в скоростных поездах электронные билеты можно купить только после того, как инвалид-колясочник пройдёт регистрацию в Центре содействия мобильности ОАО «РЖД». Чтобы пройти регистрацию, необходимо предоставить в центр документ, удостоверяющий личность, а также ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида) или иной документ (в том числе лечебного учреждения) с отметкой о необходимости использования кресла-коляски (носилок). То есть, по сути, речь идёт об установлении факта того, что человек является инвалидом-колясочником.
«К счастью, у Коли эти документы есть, – рассказала «Гудку» Лидия Мониава. – Но если кто-то оказался в коляске недавно, например вчера сломал ногу, ИПРА с прописанной там коляской не будет. К тому же само согласование занимает двое суток. А если бы нам нужно было уехать с Колей в день обращения? Нужно сделать так, чтобы инвалиды могли покупать себе билет как обычные люди, если надо – день в день».

Компания «РЖД» быстро отреагировала на записи в соцсетях и помогла Лидии в приобретении электронных билетов.
«Я зарегистрировала Колю в центре и стала покупать онлайн билеты. У РЖД сейчас два сайта – один новый и один старый. Новый сайт вообще не предлагает опцию «купить инвалидные места», они там все отмечены серым цветом как уже проданные, хотя на самом деле они свободны. На горячей линии РЖД посоветовали оформить покупку на старом сайте, поскольку «он работает лучше и там всё понятнее». Но на старой версии сайта РЖД можно выбрать поезд, вагон, инвалидное место, но к оплате перейти не получается, сайт выдаёт ошибку – «данные пассажиров в забронированных билетах не соответствуют данным пассажиров в запросе». Я попыталась купить инвалидный билет через приложение РЖД. Там можно выбрать место для колясочника, но купить его не получается, тоже глюк в системе, выдаётся ошибка «Неверные параметры запроса. Карта не действует для аренды». Примерно пять часов я пыталась оформить билет – висела на горячей линии РЖД с кучей разных людей, которые задавали одни и те же вопросы и переводили звонок по кругу. В итоге сказали, что на сайте ошибка, чтобы купить билет на «Сапсан» человеку в инвалидном кресле, надо ехать лично в кассу, онлайн невозможно», – писала Лидия на своей странице в соцсетях.

С помощью специалистов РЖД довольно быстро выяснилось, что при покупке билета Лидия допустила опечатку в одной цифре даты рождения Коли: она не совпадала с цифрами, указанными при регистрации в Центре содействия мобильности, поэтому билет и невозможно было купить. Исправив данные, Лидия всё же купила на сайте РЖД билет для Коли, и 2 августа их поездка состоится.
«В общем, билеты у нас с Колей есть, ура, если всё будет хорошо, в начале августа поедем в отпуск в Петербург. Спасибо всем за помощь. Очень хочется, чтобы в России был доступный для людей с инвалидностью транспорт. По бурной дискуссии вокруг РЖД я поняла, что там куча сложностей для инвалидов. Дело ведь даже не в моей ошибке в дате рождения Коли, а в том, что функция онлайн-покупки билета инвалиду-колясочнику есть только на старой версии сайта РЖД, а вот ни на новом сайте, ни в приложении РЖД функция покупки инвалидного места не запрограммирована. И глюк на сайте, который не даёт купить инвалидные места, одна из самых простых проблем РЖД. Доступный транспорт – это основа того, чтобы люди с инвалидностью могли жить, как все, обычной жизнью и не сидеть дома. Нехорошо, если РЖД останутся таким малодоступным местом для колясочников», – заключила в своих постах Лидия.

Как пояснили в Департаменте пассажирских перевозок, ограничение по покупке электронных билетов существует ввиду законодательных недостатков.
«В соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утверждённым приказом Минтранса России от 6 ноября 2015 года № 329, специализированные места для инвалидов и сопровождающих их лиц в поездах дальнего следования ограничены в свободной продаже. Для реализации приоритетного права при покупке билетов через информационно-коммуникационную сеть Интернет подтверждение об использовании кресла-коляски необходимо получать в электронном виде. Указанные сведения имеются в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ), но для их использования необходимо правовое урегулирование», – рассказал заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Алексей Хворов.

По его словам, речь идёт о внесении изменений в существующие «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года № 111». В частности, Правилами должно быть разрешено использование федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) для подтверждения наличия у пассажира инвалидности, а также использования кресла-коляски для передвижения. Проект постановления о внесении изменений в этот документ сейчас направлен в Правительство Российской Федерации.
«При положительном решении после интеграции информационных систем ОАО «РЖД» и ФГИС ФРИ проверка будет проводиться в режиме онлайн при приобретении билета», – пояснил Алексей Хворов.

По его словам, до интеграции систем подтверждение возможно получать при условии регистрации в Центре содействия мобильности. «Сведения о необходимости использования кресла-коляски указаны только в ИПРА, именно этот документ выбран для подтверждения по итогам консультаций с представителями Всероссийского общества инвалидов в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Понимая, что не все инвалиды имеют ИПРА в виде электронного документа, сведения принимаются любым доступным способом, например фотография или сканированная копия определённых страниц, и рассматриваются индивидуально. Поэтому срок регистрации при подаче документов по электронной почте может составлять до двух суток. Однако, если пассажиру необходимо совершить срочную поездку, при предоставлении данной информации оператору Центра содействия мобильности срок регистрации может быть значительно сокращён», – уточнил Алексей Хворов.

Регистрироваться инвалиду-колясочнику нужно только один раз. В дальнейшем зарегистрированный пассажир в приоритетном порядке может приобретать электронные билеты на специализированные места для себя и сопровождающего со скидкой от 40% до 50% в зависимости от установленного перевозчиком тарифа, просто указав при оформлении билета свой регистрационный номер.

По словам директора по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгения Чаркина, задача сделать сервисы компании удобными и доступными для инвалидов в приоритете, и она будет решена как в части покупки билетов онлайн, так и оформления заявок на услуги, предоставляемые Центром содействия мобильности ОАО «РЖД».
«Вопрос передвижения инвалидов-колясочников на поездах перевозчиков ОАО «РЖД» давно считается крайне важным, поэтому уже в этом году будет несколько нововведений, которые облегчат такие путешествия. В сентябре более удобный функционал оформления билетов для людей с инвалидностью появится на новом сайте ОАО «РЖД», а чуть позже, осенью, мы планируем начать подключение информационных ресурсов (сайты и приложения) ОАО «РЖД» к системе ГИС ФРИ – Федеральному реестру инвалидов. После реализации подключения пассажиру с инвалидностью не надо будет долго ожидать подтверждения своего статуса от Центра содействия мобильности – верификация будет происходить практически в режиме онлайн. Сделать эту доработку раньше было невозможно, так как для этого нужно правовое урегулирование вопроса доступа», – отметил Евгений Чаркин.

Таким образом, к концу года покупка билетов на информационных ресурсах ОАО «РЖД» максимально упростится.

В следующем посте Лидия Мониава поблагодарила за помощь и написала, что систематизирует вопросы и претензии к ОАО «РЖД» со стороны других пассажиров с инвалидностью и передаст их компании для организации дальнейшей работы по развитию сервисов для маломобильных пассажиров. «Все пожелания будут оперативно отработаны», – ответил Евгений Чаркин.

Яна Позолотчикова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31