09 декабря 2021 06:23

Тяжёлый ремонт

После освобождения Курского узла железнодорожники менее чем за месяц восстановили движение поездов к фронту

Отступая зимой 43-го от Курского железнодорожного узла, немецкие оккупанты не оставили там камня на камне. Но уже в середине марта курские железнодорожники начали принимать и отправлять первые поезда, подпитывая боеприпасами, горючим и продовольствием советские войска, которые готовились к решающему сражению на «огненной дуге».

Апрель 43-го, берег реки в районе Курска, где при отступлении немцы разрушили один из железнодорожных мостов... «Уже на заре туда со всех концов тянулись люди. Шли пожилые и молодые, шли мужчины, а больше женщины, ибо они считали, что им теперь по плечу мужской труд. Среди них были курские путейцы – самые умелые, они стали ядром восстановителей. День и ночь кипела работа на мосту: расчищали русло, ставили опоры, поднимали из воды пролётные строения. Потом прибыл мостопоезд. Работы приняли большой размах. Всю ночь напролёт светили прожекторы, и под их лучами ставились опоры, накатывались фермы. В одну из ночей произошло несчастье. Из парового молота, которым забивали сваи в дно, выпала важная деталь. Она пробила тонкую корку льда и утонула в реке. Другой на мостопоезде не было... Восстановители стояли в молчании у молота. Это было горе. И неясно было, что предпринять. К реке подошёл боец мостопоезда Попов. Он не спеша разделся, глянул в чёрную воду и кинулся вниз. Тут было глубоко – больше 5 м. Долго, очень долго не показывался он. Наконец вынырнул посиневший – и с пустыми руками. «Полезу опять», – сказал, отдышавшись. Он нырял снова и снова, закоченел, но бросался в воду с непоколебимым упорством. Деталь он достал, когда нырнул в пятнадцатый раз».

Эту историю рассказал курский собкор «Гудка» П. Есельсон в статье «Становление жизни», которая вышла 16 апреля 1943 года. История эта – свидетельство подлинного трудового героизма железнодорожников и местного населения, который те проявляли, восстанавливая в, казалось бы, нереальные сроки железнодорожное хозяйство и инфраструктуру на территориях, освобождённых от немцев. Возможно, что мост, о точном местоположении которого умалчивает корреспондент отраслевой газеты, – один из тех, что восстанавливал мостопоезд МВП-58, коллектив которого в начале марта 1943 года был переброшен в Курск из Тульского отделения дороги им. Дзержинского специально для быстрейшего восстановления мостов на Поныровском направлении, в частности через реку Сейм в районе Курска.

Такие сведения приводит в своей книге «Будем помнить эти перегоны» кандидат исторических наук и почётный железнодорожник Александр Манжосов. Коренной курянин, он собрал богатый документальный материал о вкладе своих земляков в восстановление Курского железнодорожного узла и в победу на Курской дуге.

Части 60-й армии генерала Ивана Черняховского освободили Курск 8 февраля 1943 года. Фашисты оставили после себя огромные разрушения. Из 1602 км коммуникаций Центрального фронта 910 км нуждались в восстановлении. Железнодорожные узлы и станции дороги им. Дзержинского, по сути, лежали в руинах. На станции Курск были разрушены три депо, все водонапорные башни, гидроколонки, угольные эстакады, технические и служебные помещения. Большой ущерб был нанесён вагонному участку, электростанции, сожжены и взорваны помещения вокзала. Из 84 паровозов и 1072 вагонов, оставленных на узле фашистами, большинство требовали капитального ремонта. В акте о материальном ущербе хозяйству Курского отделения движения отмечается, что в результате боевых действий на территории области, вражеских налётов... имуществу отделения и линейных станций был нанесён ущерб в сумме 13 873 595 рублей». На Курском железнодорожном узле были повреждены 328 стрелочных переводов (почти 97%). На участках Курск – Льгов и Курск – Ржава было взорвано 35 мостов, из них два – через реку Сейм длиной более 120 м.

Основная нагрузка по обеспечению восстановительных работ в районе Курского выступа легла на ВЭО-14 (ВЭО – военно-эксплуатационные отделения, создававшиеся для восстановления железнодорожных коммуникаций после освобождения участков дорог от фашистов), которое весной-летом 1943 года работало на участках Касторная – Курск, Курск – Поныри, Курск – Льгов общей протяжённостью 521 км. По ним шло снабжение Центрального и Воронежского фронтов. ВЭО-14 было создано в январе 1943 года и с 18 февраля приступило к работам по возобновлению движения поездов от станции Мармыжи до Курска. А 1 марта и временное управление Курского узла, сформированное стихийно сразу же после освобождения Курска, передало свои полномочия ВЭО-14.

На магистрали Курского выступа ВЭО-14 было передислоцировано с участка Тула – Скуратово – Бастыево и на момент начала работы на Курском узле не было полностью укомплектовано личным составом. Так, в службе движения работали только 255 человек (44,7% от необходимого). В службе пути имелся ещё больший дефицит квалифицированных путейских кадров. Такое положение потребовало принятия экстренных мер. Так, вразрез с «Положением о военно-эксплуатационном отделении», по которому ВЭО работали независимо от территориальных хозяйственных единиц, ВЭО-14 стало пополняться работниками станции Курск, линейных станций, дистанций пути и связи. Так, 18 февраля 1943 года в состав отделения был передан личный состав 14-й Щигровской дистанции пути дороги им. Дзержинского, ставшей дистанцией № 1 ВЭО-14.

Приказом начальника дороги им. Дзержинского от 16 апреля 1943 года для улучшения оперативного руководства участками все хозяйственные единицы, входившие в состав Курского узла, были переданы ВЭО-14 и содержались за счёт средств дороги. Так, в подчинение ВЭО-14 перешли дистанции сигнализации и связи, 7-я Курская дистанция пути, склад топлива, подразделения службы водоснабжения, узловая электростанция. Личный состав пополнился командными кадрами, имевшими опыт работы на прифронтовых магистралях в 1941–1942 годах.

Курский железнодорожный узел принял первые поезда с грузами для фронта 17 марта. Первым открылось сквозное движение от Курска до Касторной. На восстановлении участка Касторная – Щигры трудились вместе с железнодорожниками 13 тыс. колхозников. При отсутствии механизмов для трудоёмких работ было уложено 40 км новых путей. В начале марта на участке от Касторной до Курска работали уже 20 тыс. человек. Они восстановили 50 мостов, проложили почти 100 км новых рельсов.

Самым трудным при открытии движения поездов от Курска до Льгова было восстановить 64-метровый мост через реку Реут за станцией Лукашевка. В ходе восстановительных работ на участке было перешито на союзную колею 146 км путей, уложено 49 стрелочных переводов, восстановлены водокачки на станциях Льгов-1 и Льгов-2. Движение на участке Курск – Льгов было восстановлено 5 апреля 1943 года.

На Курском железнодорожном узле коллективом ВЭО-14 проводились большие работы по восстановлению паровозного хозяйства, объектов водоснабжения. В апреле 1943 года уже действовали два агрегата тёплой промывки мощностью до 50 паровозов в месяц. Маневровый парк насчитывал 13 локомотивов. Сотрудники отдела водоснабжения провели огромную работу по обеспечению двукратного резерва воды по станциям Лукашевка, Щигры, Мармыжи, а по станции Курск – трёхкратного. Разрушенные водоёмные здания заменялись баками, цистернами, восстанавливались все резервные скважины.

После освобождения Курска вагонный участок ВЭО-14 проводил работы по отправке трофейных вагонов и перепрессовке колёсных пар на отечественную колею. За апрель – май были перепрессованы колёсные пары 1234 вагонов, подняты из-под откосов 1700 повреждённых вагонов. В одном только апреле 43-го курские вагонники дали 300% плана по безотцепочному ремонту вагонов.

Работало ВЭО-14 при постоянных бомбёжках узла – немцы отчаянно препятствовали продвижению в район Курского выступа воинских эшелонов и грузов, приходилось быстро восстанавливать уже восстановленное. Первый налёт на недавно освобождённый Курский узел случился 11 апреля 1943 года, в мае в зоне деятельности ВЭО-14 было разрушено 12,75 км главных и станционных путей, 23 стрелочных перевода, три моста, 35,8 км линий связи, уничтожен 541 вагон, 16 цистерн с горючим, повреждено 28 паровозов, пять устройств водоснабжения. А людские потери за апрель – июнь 1943 года составили 53 человека, из них 29 убитыми.

Ожесточённые бомбёжки, массированные разрушения железнодорожных путей вынудили руководство ВЭО-14 организовывать мобильные путейские подразделения – восстановительные бригады, так называемые летучки. Первая была создана 21 апреля в первой дистанции пути. Вот как описывается работа одной из «летучек» 6 июня на перегоне Черемисиново – Головинка: «Вражеская бомба попала в вагон с толом. Страшный взрыв потряс окрестности. Огромная воронка зияла на путях. Путейцы, руководимые дорожным мастером С.В. Захаровым, приступили к работе. За сотни метров они носили на плечах шпалы и рельсы. Но движение поездов было открыто уже через семь с половиной часов».

Елена Александрова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31