09 декабря 2021 07:54

Наставники на всю жизнь

В Орловско-Курском регионе МЖД заботятся о своих ветеранах – участниках Курской битвы

Ветеран Валентин Дмитриевич Ларин черпает энергию в общении с молодыми железнодорожниками, а они учатся у него.
Ещё один участник Курской битвы Григорий Никитич Сидоренко принимает гостей из родного депо Курск: заместителя председателя Совета ветеранов Виктора Корощенко (крайний слева) и замначальника депо Евгения Золотухина
Более 75 лет отделяет нас от сражения на Курской дуге. Очевидцев тех переломных в истории Великой Отечественной войны событий становится всё меньше. В Орловско-Курском регионе семеро из них проживают в Орле, 22 – в Курске. По словам специалиста Орловско-Курского регионального обособленного подразделения (РОП) дорпрофжела на МЖД Екатерины Кремсы, молодёжь региона постаралась сделать всё, чтобы, несмотря на карантин и самоизоляцию, они все почувствовали праздник 75-летия Великой Победы.
«Из-за ситуации, сложившейся на фоне борьбы с коронавирусом, наши ветераны до сегодняшнего дня вынуждены соблюдать строгий режим самоизоляции, – рассказывает Екатерина. – Морально это очень непросто, поэтому мы старались всячески их поддерживать в это время. И что я хочу сказать – как настоящие победители, они подают нам пример преодоления сложностей и проблем».

Трижды с начала года ребята из молодёжного актива РОП навестили ветерана-железнодорожника Валентина Дмитриевича Ларина. Последний раз – в конце мая в составе волонтёрского десанта. Участнику событий на Орловско-Курской дуге уже 97 лет. Но, несмотря на столь почтенный возраст, ветеран не теряет жизнерадостности и интереса к жизни, отлично помнит все даты и события прожитых лет, хотя, надо признать, поначалу не очень обрадовался приходу гостей, потому что подумал, что это медики.
«В день нашего прихода, – вспоминает Екатерина, – у Валентина Дмитриевича в гостях была дочь. Увидев нас в масках, он укоризненно посмотрел на неё. Мол, что ж ты, не предупредив, вызвала врачей. Опять уколы? Когда же узнал, что мы вовсе не врачи, заметно повеселел, а когда мы представились, то просто обрадовался. А после этого нашлось место и воспоминаниям».

Уроженец Орла, Валентин Ларин в августе 1942 года был призван в ряды Красной армии. Там в должности кочегара новобранец поступил в колонну паровозов особого резерва МПС № 9. Боевой путь этого железнодорожного подразделения пролегал от Курска и Орла, через Тулу и Воронеж к Сталинграду. В 1942 году Валентин Ларин участвовал в Сталинградской битве, доставлял продовольствие и технику на фронт, за что был награждён медалью «За освобождение Сталинграда».

В 1943 году двадцатилетний кочегар в составе паровозной колонны снова оказывается на родной Орловской земле и принимает участие в боевых сражениях на Орловско-Курской дуге.
«За почти 80 лет какие-то события того времени стёрлись из памяти, а какие-то, наоборот, крепко засели в ней, – рассказывает Екатерина. – До мелочей помнит Валентин Дмитриевич эпизод, случившийся с ним в районе села Чернь, что находится в Троснянском районе Орловщины. Тогда в паровоз, на котором он работал, попала бомба. Причём снаряд по немыслимой траектории залетел в трубу локомотива и разорвался в нескольких шагах от кочегара. Чудом тогда молодой парень остался жив».

После освобождения Орла Валентина переводят в помощники машиниста, его дальнейший фронтовой путь лежит через Минск в Прибалтику. Ещё один эпизод из тех, что не стираются из памяти, произошёл в 1944 году близ станции Казбари. Находясь на локомотиве, Валентин увидев мчавшуюся на большой скорости по соседнему пути путеремонтную «летучку», ни минуты не раздумывая прыгнул с паровоза с тем, чтобы не без риска для жизни «укротить» её. Не сразу, но справился с тормозами «летучки», за что впоследствии был представлен к награде – медали «За боевые заслуги».

Миг, когда получил вместе с сослуживцами известие о долгожданной Победе, помнит плохо, рассказывает скупо:
«На станции, не помню уже, где-то в Прибалтике, утром рано. Только помню, что вдруг слышим, стреляет кто-то. Что такое?! А это война кончилась».

Из армии Валентин Дмитриевич был мобилизован в 1947 году в должности помощника машиниста паровоза. В этом качестве Ларина приняли на работу в локомотивное депо Орёл. Спустя ещё два года вступил в должность машиниста. А уже в 1956 году, когда паровозы были заменены на электровозы, переучился и был зачислен в депо машинистом электровоза.

С этого момента в течение 22 лет до самой пенсии Валентин Дмитриевич проработал на родном предприятии. На пенсию ушёл в 1978 году. Однако ещё 21 год оставался наставником для молодых машинистов.
«В свои 97 лет Валентин Дмитриевич помнит всех своих собственных инструкторов, легко называя их имена и фамилии, – рассказала Екатерина. – Хотя чаще всего в разговоре упоминал своих внуков и правнуков, которых у него пятеро. У него глаза загорались, когда он про них рассказывал. И нас он наставлял, мол, живите и радуйтесь, что молодые и что мир на земле. И мы тоже пожелали доброго здоровья нашему ветерану».

Напомним, что в период режима самоизоляции волонтёры столичной магистрали внесли солидный вклад в оказание помощи неработающим пенсионерам, ветеранам-железнодорожникам. На полигоне МЖД было создано 18 волонтёрских штабов, в которых несли дежурство 250 волонтёров. По информации начальника Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики МЖД Оксаны Демчук, с 1 апреля и до середины июня в контактный центр помощи неработающим пенсионерам поступила 4341 заявка. Из них в 85% случаев заявителям требовалась морально-психологическая поддержка и консультации. Кроме того, волонтёры приняли и выполнили 636 заказов на приобретение продуктов и лекарств.

Владимир Горелкин
Фото Екатерины Кремсы

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31