09 декабря 2021 07:11

фото: Архив / ИД «Гудок»

Вокзалы под присмотром

Андрей Фролов, первый заместитель начальника Центральной дирекции пассажирских обустройств

– Андрей Викторович, на объектах дирекции начала работать интеллектуальная система видеонаблюдения. Что она собой представляет?
– Система видеоаналитики с таким набором функций ранее не применялась в России.
Это комплекс, включающий видеокамеры, метеостанцию, а также набор датчиков. Оборудование устанавливается на существующих металлоконструкциях, а датчик определения состояния поверхности монтируется в тело платформы.
Эта система контролирует состояние покрытия платформ, например наличие снега, льда, влаги, мусора, температуры окружающего воздуха, наличие признаков задымления, фактов попадания граждан на пути. При обнаружении отклонений или нарушения графика уборки выдаётся сообщение в диспетчерские центры, размещённые в Технологическом центре управления пригородным пассажирским комплексом и в Московской дирекции пассажирских обустройств. Например, при выпадении снега на платформу система сравнивает эталонное состояние покрытия с текущим состоянием. По данным по графикам уборки система анализирует своевременность её проведения аутсорсером. Например, если в запланированное время уборка не производится, система фиксирует этот факт и включает в отчёт соответствующую информацию. На основании отчёта диспетчер информирует аутсорсинговую организацию для принятия неотложных мер по вызову уборщика. В дальнейшем отчёты будут использоваться для ведения претензионной работы и выставления штрафных санкций контрагенту.
Аналогично система фиксирует факты выхода человека за пределы безопасной зоны. При появлении человека на путях на протяжении 15 секунд система по громкой связи начинает информировать граждан о необходимости покинуть опасную зону, кроме того, подаёт звуковой сигнал и выводит на рабочий экран диспетчера видеоряд. После этого диспетчер может принять необходимые меры в зависимости от ситуации.
Таким образом, система позволяет одному диспетчеру выполнять функции контроля, на выполнение которых ранее требовалась целая команда работников.

– Как ведётся мониторинг ситуации на объектах, не оснащённых этой системой?
– Мониторинг ведут работники дирекции. Они объезжают объекты. Это требует значительных временных затрат и не всегда позволяет оперативно выявлять и устранять замечания и обеспечивать чистоту на инфраструктуре под первого пассажира. Пассажиры всё пристальнее обращают внимание не только на доступность перевозок, но и на уровень сервиса, в том числе на чистоту инфраструктуры.
Но железнодорожная отрасль является уникальной ввиду значительной территориальной рассредоточенности. Это не может не вызывать определённых сложностей в контроле её состояния. В компанию поступают негативные отзывы от граждан на некачественное санитарно-техническое состояние обустройств. В этой связи генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров поручил Центральной дирекции пассажирских обустройств организовать действенный контроль содержания платформ и вокзалов с применением современных технических средств. Совместно с АО «НИИАС» в 2018 году и были начаты проектные работы по формированию интеллектуальной системы видеонаблюдения, которая бы позволила полностью автоматизировать данный процесс.

– Где уже работает система и где она появится в этом году?
– Система появилась на 13 платформах 7 остановочных пунктов ярославского направления Московской дороги. Всего установлено 147 камер.
В дальнейшем система появится на платформах других направлений МЖД в границах Центрального транспортного узла. После этого будет рассматриваться вопрос о её тиражировании на наиболее пассажиронагруженные станции сети.

Беседовала
Яна Позолотчикова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31