23 октября 2020 03:16

фото: Архив / ИД «Гудок»

Погружение в 3D

Кирилл Никольский, заместитель главного инженера Дирекции тяги

Без локомотивных тренажёров трудно представить подготовку машинистов и помощников. Для нас это основное средство практического технического обучения, позволяющее привить членам бригад не только навыки управления локомотивом, но и изучить план и профиль пути, другие особенности конкретного обслуживаемого участка, отработать действия при нестандартных ситуациях в максимально приближённых к реальности условиях.

Мы стараемся приобретать и поставлять в депо тренажёры для новых серий локомотивов, помогающие освоить новые машины. Современные тренажёрные комплексы представляют собой не просто модель пульта машиниста, на которой установлен экран компьютерного монитора. Это точная копия кабины определённой серии локомотивов, где вместо лобовых и боковых стёкол установлены экраны, транслирующие обстановку в формате 3D. На них участок демонстрируется и прямо по ходу движения, и видом сбоку, и сзади при взгляде в зеркало обратного вида. При прохождении маршрута можно задать любое время суток, любую погоду, включить в сценарий неожиданные аварийные ситуации наподобие падения дерева на пути, что формирует навыки управления в различных условиях.

Есть в техническом обучении локомотивных бригад ещё такая важная вещь, как знание конструкции локомотива и принципов работы его узлов и агрегатов, умение устранить возможные неисправности в пути следования. В настоящее время уже появились и находятся в дальнейшей разработке принципиально новые тренажёры, которые имеют в своей программной начинке 3D-моделирование не только участков обслуживания депо, но и всех основных элементов локомотива.

Первый шаг в этом направлении Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) сделало, создав процедурный тренажёр. Он не повторяет в полноразмерном виде кабину локомотива, а представляет собой несколько мониторов на месте пульта машиниста. Сенсорные панели, на которые выводится пульт машиниста, дают возможность воспроизводить на них органы управления различных серий тягового подвижного состава. При этом моделируемый локомотив точно реагирует на нажатие виртуальных кнопок и рычагов. Такой тренажёр даёт возможность отработать навыки обращения с органами управления – запустить дизель, привести электровоз в рабочее состояние из холодного.

Дальнейшим развитием этого проекта станет тренажёр, дающий возможность изучать в виртуальной реальности конструкцию локомотива и проверять полученные знания в той же виртуальной реальности. Например, на текущий момент уже полностью создана цифровая трёхмерная модель электровоза 2ЭС6, точно отображающая устройство этой машины. Всё, что может человек увидеть и задействовать в реальном локомотиве, всё это он увидит и сделает, погрузившись в виртуальное пространство с помощью очков или шлема. Даже больше – виртуально можно будет увидеть машину во время работы изнутри, например, наблюдая, как реагируют её механизмы на воздействие на те или иные органы управления. Можно будет полностью увидеть, как и какие электрические схемы собираются от подачи команд с пульта управления. Возможным станет имитировать не только сбой в работе оборудования, но и произвести его ремонт.

При этом нам бы хотелось, чтобы программное обеспечение для подобных тренажёров, над которыми сейчас ведёт работу ПКБ ЦТ, находилось в свободном доступе. То есть чтобы любой работник локомотивной бригады или учащийся мог скачать себе на компьютер трёхмерную работающую модель локомотива и заниматься дома, повышая и поддерживая квалификацию самостоятельно. В связи с этим мы старались минимизировать системные требования программы, чтобы сделать её использование максимально доступным.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31