17 апреля 2021 02:46

фото: Архив ПМС-215

Тоннель из прошлого века

На Горьковской дороге 30 июня завершён капитальный ремонт важного объектаНа Горьковской дороге 30 июня завершён капитальный ремонт важного объекта

Ремонт самого длинного железнодорожного тоннеля на Горьковской дороге не только улучшил состояние пути, но и гарантировал безопасность прохождения здесь составов, доставляющих в центр России грузы из Сибири и с Урала.
Тоннель № 2 расположен на 30-километровом участке Красноуфимск – Саранинский Завод Транссибирской магистрали. Его длина – 1989,54 м. Всего на этом участке пути расположено четыре железнодорожных тоннеля. Все они были построены в 1914–1918 годах. За век эксплуатации, несмотря на старания тех, кто занимается текущим содержанием тоннелей, и проведённый в период электрификации капитальный ремонт, перекладку каменных сводов и другие работы, накопилось множество проблем. Основные недостатки – ветхость внутритоннельного оборудования и состояния пути. К примеру, загрязнённость щебня составляла 100%, а шпалы не менялись более 30 лет. Необходимо было полностью обновить верхнее строение пути, провести работы по укладке железобетонных водоотводных лотков и оздоровлению и профилактике земляного полотна. Из-за малой величины щебёночной подушки под рельсошпальной решёткой основные работы по выправке пути приходилось проводить вручную с применением электрошпалоподбоек, иначе был риск повредить и нижний свод тоннеля, и саму выправочную технику.

Два тоннеля – № 1 (512 м) и № 3 (775 м) – были капитально отремонтированы в сентябре прошлого года. В тоннеле № 3А протяжённостью 67 м в этом году ограничились текущим ремонтом. Ремонт самого длинного тоннеля прошёл с 16 по 30 июня этого года. На работы было направлено 49,2 млн руб.
– Ограниченное пространство, отсутствие типовой технологии ремонта, наличие таких факторов, как загазованность и стеснённость, – пожалуй, главные особенности капитального ремонта таких объектов, как этот тоннель. Поэтому были расширены площадки на подходах, установлены временные системы вентиляции и освещения, – рассказал заместитель начальника Горьковской дирекции по ремонту пути по производству Сергей Фокин.

Во время ремонта тоннеля, который продлился с 16 по 30 июня, были задействованы работники путевых машинных станций (ПМС) Канаш и Янаул, Красноуфимской дистанции пути, дистанции пути искусственных сооружений. Всего на пути вышло порядка 150 человек.
– Негабаритное сооружение – это особые условия работы. Здесь присутствуют ненормативная толщина балласта под шпалой, ненормативная конструктивная высота контактной подвески, а также немало других специфических моментов. Иначе говоря, тоннели были построены ещё до принятия действующего сейчас ГОСТа 27.002. Капитального ремонта в тоннеле не было с 1984 года, и мы старались максимально применять в процессе проведения работ современные технологии и уже имеющиеся наработки, в частности из опыта капремонта тоннелей № 1 и № 3 в прошлом году. Например, для выгрузки щебёночного балласта, чтобы не повредить водоотводные лотки, разработали специальное навесное устройство на выправочно-подбивочно-отделочную машину, дозирующее балласт из колеи на концы шпал, – рассказал главный инженер ПМС Янаул Айрат Сабиров.

В соответствии с планом капитальный ремонт тоннеля № 2 предусматривалось выполнить в течение трёх 30-часовых и четырёх суточных «окон». Но работы заняли меньше времени. Потребовалось всего четыре «окна» – три 30-часовых и одно суточное. Для координации действий всех служб и региональных дирекций, участвующих в организации «окон», ремонте и пропуске поездов, был создан оперативный штаб под руководством первого заместителя начальника Горьковской дороги Александра Процкого.

В период «окон» подвижной состав следовал по второму пути, имеющему горный профиль. Поэтому со станции Красноуфимск грузовые поезда, ведомые электровозом ВЛ80С, могли идти только с весом не более 2,6 тыс. тонн, а с электровозом 1,5 ВЛ80С – с весом не более 4 тыс. тонн. В связи с этим на станции Зюрзя формировались грузовые поезда по специальной схеме: количество и расположение локомотивов оперативно изменяли исходя из общего веса поезда. На станции Чад эти поезда расцеплялись, и ненужные локомотивы возвращались на станцию Зюрзя. Кроме того, на станции Чад базировалась локомотивная бригада для оперативной расцепки головных локомотивов. Там же и на станциях Чёрная Речка и Щучье Озеро был поставлен дополнительный штат осмотрщиков для проведения ускоренной пробы автотормозов.

Елена Минина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30