07 декабря 2021 02:45

фото: Личный архив

Локомотивы его жизни

Для ветерана депо им. Ильича Владимира Карелина железная дорога по-прежнему остаётся источником сил и вдохновения

Ветеран Московской дороги, почётный железнодорожник, член Совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо им. Ильича Владимир Карелин, недавно отметивший своё 90-летие, накануне парада в честь 75-летия Победы вспомнил военные годы и свой трудовой путь на стальной магистрали.
22 июня 1941 года… Станция Тарусская Тульской области, что в 125 км от Москвы. Одиннадцатилетний Володя Карелин, как обычно, собирался к отцу – начальнику станции, чтобы встречать и провожать поезда. С тех пор, как в три года отец сделал ему жёлтый флажок, он считал себя железнодорожником и с нетерпением ждал выходных, когда вновь увидит паровозы – эти мощные, красивые машины. Но в тот выходной его планы не сбылись.

Отец сказал Володе, что началась война. Тогда ещё не очень осознавая, что это значит, мальчик, быть может, впервые в жизни увидел в глазах взрослого человека, того, кого привык видеть сильным и уверенным в себе, шок и растерянность. И понял, что случилось что-то страшное. Молодые парни стали уходить на фронт. И Володя вместе с другими мальчишками уже приходил на станцию провожать их, на прощание махал рукой.
«Отцу выдали винтовку, но он, как и многие железнодорожники, остался в резерве, – рассказывает Владимир Карелин. – В ГКО и Народном комиссариате путей сообщения предвидели, что железная дорога станет основной транспортной артерией и ослаблять её работу нельзя было ни в коем случае».

Войну юный Володя Карелин практически не видел. Про её ужасы и героизм советских солдат узнавал по рассказам знакомых мальчишек и их родителей, которые получали «треугольники» и похоронки с фронта. О том, как прорывались с боями на запад, как погибали с именем Родины и Сталина на устах, умирали в плену. Но он сам был свидетелем того, как, не щадя себя, работали люди в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым. Тому примером был отец, который дневал и ночевал на работе.

Трудовой фронт семьи железнодорожника Андрея Карелина был здесь, на станции Тарусская. А супруга и трое детей видели свой долг в том, чтобы помогать во всём мужу и отцу. В этом был их маленький посильный вклад в большую Победу. Лишь однажды Володя почувствовал войну каждой клеточкой своего тела, которое сковал страх. Когда по ним, мальчишкам, беззаботно резвящимся на ледяной горке, фашистские мессершмитты выпустили пулемётную очередь. И они от ужаса происходящего попрятали головы в снег.

Шли дни, недели, месяцы войны. Володя, прибегая к отцу, смотрел на уходящие вдаль железнодорожные пути, на то, как станция обеспечивает чёткое продвижение поездов, в первую очередь воинских, и мечтал, как он тоже станет настоящим железнодорожником. О том, что война закончилась, пятнадцатилетний Владимир тоже впервые услышал от отца. «Ну всё, – вздохнув, сказал Андрей Карелин, – наступает хорошая жизнь». И даже налил сыну «15 капель» в честь победы. «Я выпил, – смеётся Владимир Андреевич, – раз отец разрешил».

После школы юноша пошёл учиться в Тульское железнодорожное училище. Уехал в Тулу один, жил в общежитии. Обретя самостоятельность, не свернул с выбранного пути, остался таким же дисциплинированным, целеустремлённым, трудолюбивым – отцовская железнодорожная школа. Получил профессии помощника машиниста паровоза и слесаря 5-го разряда.

К паровозам у Владимира Андреевича и сейчас особое отношение. «Может, это немного детское, романтическое восприятие, – улыбается Владимир Андреевич. – Но паровоз – это живая машина, он как будто дышит. В нём какая-то магическая сила, которая притягивает. И работа на нём – живая, настоящая. Бывало, увижу помощника машиниста паровоза – идёт бодрый такой, краснощёкий, потому что работа – уголь лопатой бросать и водой заправлять».

Владимир Карелин, будучи студентом училища, в качестве практиканта пробовал себя на легендарном паровозе «Иосиф Сталин», который водил пассажирские составы. Но дальше по этой линии не пошёл. Сначала возраста не хватило, и он устроился по второй профессии – слесарем по ремонту паровозов в эксплуатационное локомотивное депо Москва-Пассажирская-Курская. А потом ушёл в армию. Попал в секретную радиочасть и там хорошо показал себя. Азбуку Морзе освоил, как алфавит, принимал 100 знаков в минуту. Из армии вернулся в депо возмужавшим, с задатками лидера и управленца. И его назначили на должность бригадира комплексной бригады по обслуживанию локомотивов, потом повысили до мастера.
«У меня был коллектив – 40 человек, – рассказывает Владимир Карелин. – За всех в ответе. Старался помогать своим ребятам не только по работе, но и вообще – по жизни. Всегда интересовался, как дела дома, в семье, беспокоился за них. Так же, как обо мне беспокоились, когда я мальчишкой после техникума пришёл в депо. Ведь железная дорога – это не только техника, это прежде всего люди. Это семья».

Из депо Москва-Пассажирская-Курская наш герой перешёл в эксплуатационное локомотивное депо им. Ильича. Там локомотивы не прошли комиссионный осмотр, и его направили наладить работу, тоже сначала бригадиром комплексной бригады по ремонту электровозов, а потом мастером. И он не только наладил, но и обеспечил перевозку новыми мощными двухсекционными локомотивами ЧС7 длинносоставных пассажирских поездов, за что получил знак «Почётный железнодорожник». Отсюда, из депо им. Ильича, ушёл на заслуженный отдых, отдав стальной магистрали в общей сложности 45 лет.

Он и сегодня приходит к железнодорожным путям в своём Чертаново и смотрит на проезжающие составы. Как сам говорит, «с великим удовольствием». Редкий дар – уметь любить там, где трудно, где большая ответственность, и пройти с этой любовью путь длиной в жизнь.

Светлана Новаковская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31