02 июля 2020 21:28

фото: Руслан Казаков

Четыре портфеля трансформации локомотивного комплекса

Олег Чикиркин, главный инженер Дирекции тяги

Одна из восьми цифровых платформ, являющихся основой Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, называется «Тяговый подвижной состав». Она посвящена развитию локомотивного комплекса.

Для построения платформы нами уже реализуются восемь проектов, условно распределённые по четырём портфелям проектов, каждый из которых направлен на трансформацию отдельного направления деятельности Дирекции тяги. Все они взаимоувязаны и являются частью единого комплекса, инструментами большого процесса цифрового пре тивность управления тяговым подвижным составом РЖД.

Первый портфель проектов называется «Управление жизненным циклом локомотива» и включает в себя три проекта – планирование работы локомотивов, предиктивный (прогнозный) анализ технического состояния локомотивов, формирование смарт-контрактов с сервисными компаниями.

В реализации проектов уже выполнена разработка и происходит развитие наших основных технологических платформ – непосредственно программных средств, используемых для реализации наших задач: «Доверенной среды локомотивного комплекса», Единой корпоративной системы управления локомотивным комплексом.
«Доверенная среда» по своей сути представляет собой хранилище информации о жизненном цикле локомотива, факторах, воздействующих на него, и реализует две основные задачи: сквозной электронный обмен данными с сервисными компаниями, проходящий на основе смарт-контрактов, заключаемых онлайн с применением технологии Blockchain, и предиктивная аналитика технического состояния локомотива и его узлов.

Технология применения смарт-контрактов подразумевает под собой минимизацию воздействия человеческого фактора на процессы расчёта коэффициента готовности локомотива к эксплуатации (КГЭ) и принятие к учёту только тех данных, которые подтверждены всеми участниками процесса сервисного обслуживания локомотива.

Обмен данными с производителями локомотивов и сервисными депо позволит перейти на предиктивную модель диагностики оборудования и ремонт локомотивов по их техническому состоянию, а не по пробегу. На основе данных депо и диагностических сообщений с борта локомотивов создаются цифровые двойники каждой машины. Наблюдая за ними онлайн, можно точно определить текущее состояние локомотива и причины отклонений в работе, если такие фиксируются. На основе статистики возникновения инцидентов в оборудовании выполняется алгоритм предиктивной аналитики. Такие двойники уже созданы для всех локомотивов серии 2ЭС6.

Важно отметить, что предиктивная диагностика в «Доверенной среде» будет происходить в автоматическом режиме. Модуль прогнозирования отказа оборудования состоит из двух нейронных сетей. Первая рассчитывает вероятность выхода локомотива на неплановый ремонт в зависимости от поступающих за последние 30 дней диагностических сообщений от различного оборудования на локомотиве. Вторая нейронная сеть, опираясь на результат первой, формирует прогноз по типу оборудования, которое имеет наибольшую вероятность отказа в ближайшее время. Сейчас уже построена модель для прогнозирования выхода из строя тяговых электродвигателей и электрической аппаратуры локомотивов 2ЭС6.

К сегодняшнему дню реализовано наполнение «Доверенной среды» данными с бортовых устройств диагностики локомотивов, завершается разработка базового функционала по формированию смарт-контрактов. Также выстроена система планирования работы локомотивов, идёт автоматизация процесса.

Второй портфель называется «Управление работой локомотивных бригад». На этом направлении мы уже разработали, по мере готовности внедряем и развиваем системы автоматизированного планирования работы локомотивных бригад, автоматической выдачи инструкций перед поездкой, автоматизированной расшифровки и выявления нарушений, «личный кабинет» машиниста. К этому блоку отнесено и внедрение Единой корпоративной системы управления локомотивным комплексом (ЕК АСУТ). В прошлом году мы реализовали базовую функциональность ЕК АСУТ. Она позволяет получать справочную информацию и вести учёт состояния локомотивов, формировать данные о загрузке сервисных локомотивных депо, анализировать работу локомотивов из группы риска, строить рейтинг приёмщиков локомотивов, вести мониторинг загрузки сервисных локомотивных депо. В этом году реализуем доработки в области отражения в ЕК АСУТ ключевых показателей работы региональных дирекций и депо в режиме онлайн. Мы добавим в систему блок информации, связанный с работой локомотивных бригад, включая автоматизированный подбор и планирование в поездку локомотивных бригад без участия нарядчика. Кроме того, реализуем функционал расчёта экономической эффективности работы предприятий, и на этом проекте хотелось бы остановиться чуть подробнее.

В рамках этого проекта мы планируем сделать полностью замкнутый контур управления нашими процессами – от анализа показателей до контроля фактического исполнения поставленных задач и оценки эффективности, включая процессы прогнозирования потребности в локомотивах на конкретных узлах и станциях. Все работы также будут выполнены в рамках создания ЕК АСУТ, что гарантирует централизацию процессов, интеграцию с результатами остальных проектов и работ, позволит более эффективно управлять процессами и реагировать на отклонения в них, а также выполнять оценку эффективности уже принятых решений.

По сути, это начало создания полноценной системы поддержки принятия решений, которая в дальнейшем позволит по-новому взглянуть на модель управления парком локомотивов.

В портфеле «Управление обеспечивающими процессами» собраны проекты, связанные с безопасностью движения, деповским хозяйством, обеспечением ресурсами, статистикой и анализом. Уже проведена оценка загрузки депо и оборудования, идёт интеграция данных в ЕК АСУТ.

В рамках портфеля планируется создание подсистемы управления жизненным циклом материально-технических ресурсов (МТР). Такая подсистема обеспечит возможность организовать операции планирования, исполнения, контроля, анализа, корректирующих воздействий на основе единой бизнес-логики.

Необходимо сопровождение всего жизненного цикла МТР – от ввода исходных данных (лимитов, квот и т.д.), формирования потребности в МТР в местах возникновения затрат, распределения имеющихся запасов на заявленную потребность до поддержки процедур закупочной и складской логистики, оптимизации управления запасами, контроля целевого использования МТР. В рамках проекта предлагается внести изменения в процессы планирования поставок МТР, ведения документооборота по МТР, учёта и хранения МТР и выдачи.

По сервису управления жизненным циклом МТР на 2021 год запланированы работы по оцифровке недостающих первичных учётных документов в смежных системах, и уже с 2022 года планируем построение полноценного сервиса.

Необходимо отметить, что проекты, реализуемые в рамках стратегии, требуют не только разработки функциональности, но и проведения мероприятий по автоматизации бизнес-процессов, затрагиваемых в ходе реализации, что должно принести гораздо больший эффект. Для этого в Дирекции тяги 24 января утверждён план реализации задач цифровой трансформации, который увязывает реализацию проектов с цифровой трансформацией бизнес-процессов по всем направлениям.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31