13 апреля 2021 19:54

фото: Роман Зангиров / ИД «Гудок»

Завязан накрепко

Рыбинскому железнодорожному узлу исполнилось 150 лет

Самая протяжённая и успешная стальная магистраль Российской империи была основана в Рыбинске в 1870 году.
По данным 1913 года, Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога имела протяжённость пути 2475 вёрст, на ней было 860 искусственных сооружений (в том числе 692 моста, 49 станций, 13 разъездов, 50 пунктов водоснабжения, 4 железнодорожные мастерские), подвижной состав насчитывал 411 паровозов, 572 пассажирских и 11 490 товарных вагонов. Доходы магистрали за 1913 год составили почти 220 млн руб. Дорога была единственной в России, имевшей два управления – в Москве и Санкт-Петербурге.

А началась её история 4 июня 1870 года, когда при большом скоплении народа после молебна под звуки духового оркестра из Рыбинска в Москву отправился первый пассажирский поезд, дав старт регулярному движению по Рыбинско-Бологовской железной дороге. Спустя 22 года министр путей сообщения Сергей Витте назвал её одной из лучших частных дорог России.

Во второй половине XIX века назрела необходимость сооружения железной дороги в Ярославской губернии. Рыбинск считался хлебной столицей России. В 1867 году Россия увеличила в 25 раз продажу зерна на европейском рынке. Весь поток грузов из Рыбинска шёл по трём водным системам: Тихвинской, Мариинской и Вышневолоцкой. Во время навигации через Рыбинскую биржу проходил 1 млн пудов хлеба. Долгая речная дорога, зачастую бурлацкой тягой, приводила к порче товара, да и разбойники пошаливали, как встарь. Всё это не устраивало рыбинское купечество, которое уже скопило серьёзные капиталы.

В мае 1867 года купцы Николай Журавлёв и Павел Щербаков со товарищи обратились в Департамент железных дорог Министерства путей сообщения с прошением о строительстве железной дороги. Резолюция на прошении гласила: «Изыскание производить за свой счёт». Это инициаторов не остановило: купцы организовали акционерное общество «Рыбинско-Бологовская железная дорога».

Протяжённость линии спланировали в 278 вёрст, только в Рыбинске проект предусматривал постройку вокзала, платформы, дома для служащих, мастерских, конторы, магазина и телеграфа. Пропускная способность была намечена в размере 20 млн пудов в год (558 вагонов в сутки).

Были построены два моста – через Волгу и Черёмуху. В Германии на заводах Круппа заказали рельсы и оборудование для железнодорожных мастерских. Вагоны изготовили на Русско-Балтийском заводе в Риге.

В последовавшие годы дорога не раз меняла названия. С 1895-го она стала называться Рыбинской, с 1897-го – Московско-Виндаво-Рыбинской (МВРЖД), при этом Рыбинские железнодорожные мастерские стали главными мастерскими магистрали.

К началу XX века акционерное общество этой стальной магистрали превратилось в одну из крупнейших железнодорожных компаний империи с годовым доходом во многие миллионы рублей.

В сентябре 1918 года железная дорога была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения, а впоследствии разделена и стала частями ряда других магистралей. Место её рождения – Рыбинск – стало частью Ярославской, ныне Северной дороги.

Значение этого участка в некоторые периоды истории было стратегическим. Так, с июля 1941 года по февраль 1942-го линия Ярославль – Рыбинск – Сонково была прифронтовой и единственной веткой, через которую осуществлялась транспортная связь с Ленинградом. И сегодня Рыбинский железнодорожный узел не потерял своего значения. На станциях Рыбинск-Пассажирский, Рыбинск-Товарный, в оборотном локомотивном депо, дистанциях пути, СЦБ, электроснабжения и других структурах трудятся более 800 человек.

Самое крупное предприятие узла – оборотное депо Рыбинск эксплуатационного локомотивного депо Иваново. Составы на участке Ярославль – Сонково водят 155 машинистов и 117 помощников машинистов, недавно рыбинские локомотивщики освоили движение на участках Рыбинск – Бологое, Рыбинск – Кострома, начали водить сдвоенные составы.
«В последние годы в депо на смену устаревшим тепловозам серии 2ТЭ10 пришли мощные 2ТЭ116У и 2ТЭ116УД, – рассказал машинист-инструктор Евгений Алексеев. – Благодаря этому увеличился средний вес составов. Но главное, что народ здесь ответственный и болеющий за своё дело – в депо и в целом на узле работают неравнодушные люди, гордящиеся прошлым и верящие в будущее. Практически нет брака в работе, сведены до минимума отказы».

Владимир Савичев
Ярославль


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30