18 июня 2021 04:43

Трещина на ранней стадии

Осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического обслуживания Хабаровск-2 Хабаровского эксплуатационного вагонного депо Дальневосточной дирекции инфраструктуры Дмитрий Ткаченко в декабре прошлого года обнаружил трудновыявляемый дефект колёсной пары, который мог привести к крушению поезда.
Свои обязанности Дмитрий Ткаченко привык выполнять на совесть. Обрабатывая очередной грузовой состав, он основательно осматривал узлы вагонов, внимательно вглядывался в колёсные пары. У одного из колёс задержался – что-то вызвало подозрение. Вроде и звук от удара молотка был нормальным (глухое звучание, как правило, указывает на развившуюся трещину), и на первый взгляд косвенных признаков, указывающих на дефект, не было.

Дмитрий залез под вагон с внутренней стороны осмотреть колесо. И здесь сначала показалось всё в порядке. Но потёр колесо щёткой, посмотрел через увеличительное стекло. В глаза бросилась еле заметная трещина, которая, похоже, раскрылась недавно. Осмотрщик передал по рации информацию о дефекте оператору. Вагон отправился в отцепочный ремонт.
«За годы работы я не раз сталкивался с различными дефектами. В основном, это неисправности буксового узла, поверхности катания колёсной пары. Были и проблемы по литью, в этом плане ситуация более-менее нормализовалась два года назад, – рассказывает Дмитрий Ткаченко. – Инновационных вагонов стало больше, и дефекты встречаются реже. Тем не менее нужно быть готовым к различным сюрпризам. Здесь большой вклад вносят мастера, руководство ПТО. Проводят с нами занятия по выявлению сложных дефектов. В каждом приёмо-отправочном парке у нас установлены вагоны-тренажёры, где можно воочию увидеть то, что ищем в проходящих составах».

Задача работников пункта технического осмотра – проверить поезд за установленное нормативом время и с наилучшим качеством, чтобы он без задержки и безопасно мог пройти по гарантийному участку. ПТО Хабаровск-2 обслуживает вагонопоток, следующий в направлении дальневосточных портов. Рост объёмов перевозки сказывается и на загрузке предприятия. Сегодня через Хабаровск идут поезда в 100 вагонов и больше. Хотя ещё 20 лет назад, когда Дмитрий начинал работать на железной дороге, длинными считались составы в 53–60 вагонов.
«У меня семья железнодорожная: родители, бабушка и дедушка – все железнодорожники, поэтому вопрос, куда после армии пойти работать, не стоял. К тому же время, а это 1999 год, было экономически тяжёлое. Только на железной дороге была стабильность», – вспоминает осмотрщик-ремонтник.

С того времени произошли большие перемены. Изменилась станция Хабаровск-2, где прошла поэтапная реконструкция парков с удлинением приёмо-отправочных путей. Только за последние два года количество поездов здесь в одном направлении в среднем увеличилось на 12–14 единиц. С учётом сдвоенных составов в чётную сторону (в направлении морских портов) станция отправляет под 100 поездов за сутки.

Менялись к лучшему и условия труда вагонников. Междупутья в парках покрыли асфальтом – ходить по нему удобнее, чем по щебню, улучшались освещение и связь – это тоже влияет на безопасность труда.
«Я поработал везде на станции, сейчас в основном – в парке «А». Это парк прибытия чётной системы, через который следует гружёный вагонопоток. Мне кажется, в вагоне с грузом больше возможностей найти зародившийся дефект», – говорит Дмитрий Ткаченко.

Павел Усов
Хабаровск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30