04 декабря 2021 14:11

фото: Личный архив

Дорога – вне конкуренции

Ветеран МЖД Сергей Соколовский и в свои 80 предан отрасли

Потомственный железнодорожник Сергей Соколовский, отдавший Московской магистрали более 50 лет жизни, 20 из которых он проработал главным инженером пассажирской службы, 28 мая отметил 80-летний юбилей.
Я бы в лётчики пошёл

Когда пишешь о потомственном железнодорожнике, на бумагу просятся строчки о том, что герой с детства мечтал работать на стальных магистралях. Да, отец Сергея Соколовского был железнодорожником, трудился на Московско-Рязанском отделении МЖД связистом. И жили они на железнодорожной станции – в городе Куровское Московской области. И стратегическую роль такой отрасли, как железнодорожный транспорт, юный Сергей осознал уже в детстве: в их квартире – единственной во всём доме – был телефон для оперативной связи с местом работы отца, чтобы сообщать о повреждении устройств связи. Он даже немного поработал на железной дороге перед армией – в дистанции пути в Московско-Рязанском отделении дороги.

Но, возможно, настоящий интерес к транспортной отрасли, где всё поставлено на службу технике, перевозящей людей и грузы, пришёл к нашему герою в армии, где он служил авиационным механиком, обслуживая реактивные самолёты МиГ-15 и МиГ-17.

Кто-то внимательный в военкомате разглядел в призывнике Серёже Соколовском качества, необходимые именно авиамеханику: конструкторское мышление, наблюдательность, хороший глазомер, терпеливость, аккуратность, силу и выносливость. И направил в школу авиационных механиков, откуда он и будет распределён на военную службу в авиационный полк.
«Я и сейчас достаточно хорошо помню те самолёты, которые вошли в историю авиации и которые я обслуживал. Наверное, там, выполняя работы по подготовке машин к полёту и глядя, как стреловидные крылья реактивных истребителей открывают путь человеку к большим скоростям, я впервые всерьёз задумался о железной дороге, как это ни парадоксально звучит, – говорит Сергей Петрович. – Ведь и поезд тоже сложный механизм, И ему, как и самолёту, нужны самые разные специалисты – от механика до диспетчера».


Организатор и управленец

И он вернулся на железную дорогу. Год работы после армии в дистанции сигнализации, централизации и блокировки утвердил Сергея Соколовского в выборе профессии. Он поступил в МИИТ на инженера-электрика и после выпуска вернулся на прежнее место работы уже квалифицированным специалистом с широким профессиональным кругозором, способным грамотно обслуживать устройства, в процессе работы внося необходимые изменения в схемы. Начал свой профессиональный путь дежурным механиком и дослужился до начальника участка, заместителя начальника и главного инженера дистанции, заместителя главного инженера Московско-Рязанского отделения дороги и главного инженера пассажирской службы МЖД.
«У меня были хорошие учителя, они сопровождали меня всё время: до института, в вузе и после выпуска, – рассказывает Сергей Соколовский. – Это мои институтские педагоги Аркадий Михайлович Брылеев, Александр Александрович Казаков, Виктор Михайлович Лисенков – никогда их не забуду. Большое влияние на меня, уже молодого специалиста, оказал Борис Моисеевич Гордон. Я много почерпнул от него. В то время не было организованной системы наставничества, но молодых и не думали бросать «под танк». Приходила молодёжь, и ей помогали освоиться, учили профессиональным тонкостям. Люди у нас были дружные и грамотные. И все трудились на совесть».

Все те качества, которые когда-то привели Сергея Соколовского в авиамеханики, а также организаторские, управленческие и лидерские способности, стратегическое мышление проявятся у него на железной дороге в полной мере – на рядовых должностях, а потом и на руководящих. Начав с обслуживания техники на ореховском ходу – от Лопатино до Дулёво и станции Куровской, он дойдёт до обслуживания пассажиров. В соответствии с указанием министра вместе с коллегами создаст новое предприятие – Центр организации обслуживания пассажиров, которое станет активно развиваться, увеличивая штат сотрудников и расширяя набор функций, и станет предшественником нынешней Федеральной пассажирской компании.


Железнодорожное братство

20 лет Сергей Соколовский проработал главным инженером пассажирской службы МЖД. За это время будут построены железнодорожный вокзал на станции Брянск, возведены Павелецкий и Казанский комплексы, надстройка к Савёловскому вокзалу, а также капитально отремонтированы вокзалы областных центров на полигоне МЖД – Курска, Орла и Рязани.
«Сначала просто стоял вопрос ремонта Савёловского вокзала, а потом мне пришла идея: а что если надстроить второй этаж. Я согласовал это с руководством, получил добро, сделали проект, и появился в столице двухэтажный Савёловский вокзал, а в целом оставшись в том же стиле, в котором был прежде. И сейчас вот он – стоит красавцем на Савёловской площади», – с некоторым оттенком гордости рассказывает Сергей Соколовский.

Потом, когда он уже пройдёт значительный путь на стальной магистрали и состоится как руководитель, придёт понимание, что железная дорога – это стабильность и уверенность в завтрашнем дне, возможность расти. «Если ты хорошо работаешь, тебя замечают, повышают в должности, и это немаловажно», – отмечает мой собеседник.

Всё, чего он достиг, – благодаря знаниям и труду. Этому учил и своих потомков: старшего внука и племянницу, которые сейчас работают на железной дороге.

И конечно, стальная магистраль – это особое, железнодорожное братство, подчёркивает ветеран. Со своими товарищами по МИИТу, не говоря уже о коллегах по работе, Сергей Соколовский не теряет связи с окончания института и до сих пор. Они вспоминают студенческие времена, обсуждают нынешние дела и заботы. Они всегда желанные гости на своей кафедре теперь уже Российского университета транспорта, где общаются с преподавателями и студентами.
«Однажды, когда мы все вместе выходили из кафе, к нам подошли два молодых человека, поинтересовались, а что мы так дружно отмечаем, – рассказывает юбиляр. – И очень удивились, что это наша встреча выпускников института. Сами-то, признались ребята, окончив вуз три года назад, уже ничего друг о друге не знают».

Во время нашей беседы в преддверии своего юбилея Сергей Соколовский вспоминает годы, проведённые на железной дороге, на МЖД. А это более полувека. Работу, на которой смог раскрыться и самореализоваться. Предприятия и людей, с которыми его свела работа и судьба. Немногословный и сдержанный, он не делится слишком щедро своими чувствами и эмоциями. Но в его голосе я слышу: железная дорога – это вся его жизнь. Интересная, насыщенная, настоящая.

Светлана Новаковская


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31