03 декабря 2021 07:42

Сила инженерной мысли

Александр Севостьянов активно работает над проектами улучшений

Начальник станции Льгов-Киевский Московской дирекции управления движением Александр Севостьянов, похоже, из тех умельцев, которые смогут из подшипника сделать изобретение. Рационализаторство – это не то чтобы его умение, а, скорее, образ мышления. Только в этом году он внёс 14 рационализаторских предложений, ещё пять на стадии идей, а ведь на дворе ещё только май.
Александр Севостьянов (справа) начал подавать рацпредложения в 2014 году
Александр говорит, что для него не имеет значения, будет ли это проект, охватывающий эффективность предприятия в целом, или небольшое приспособление, чуть облегчающее повседневный труд. В конечном итоге лучше становится как самим работникам, так и предприятию в целом.
«Проекты улучшений могут касаться как технологии, так и материальных ресурсов, которые используются на станции. Где-то проект даёт экономию затрат, работники мастерят детали или приспособления, вместо того чтобы покупать что-то новое. Важны даже мелочи. Вот, например, недавно сами сделали учебную доску. У нас есть маркерная доска, а мы нарисовали чертёж и сделали под неё стойку на колёсиках, чтобы удобно было её перемещать и с ней работать. Не надо будет заказывать и покупать стойку», – рассказывает Александр Севостьянов.

По его словам, рационализаторство и бережливое производство – тесно связанные понятия. Первое касается точечных инструментов и процессов, а второе обычно охватывает и улучшает целый технологический процесс, который включает в себя иногда даже не одно предприятие. Одно без другого не состоится.

Александру интересны оба подхода. В этом году вместе с коллегами он защитил мультифункциональный проект «Оптимизация объёма маневровых передвижений моторвагонного подвижного состава по станции Льгов-Киевский». Проект создан совместно с моторвагонным депо Брянск-1. Его суть в том, чтобы сократить объём маневровых передвижений поездов за счёт организации отстоя электропоездов на станционных путях станции вместо тупиковых.
«Раньше пригородные поезда всегда отстаивались у себя на территории. Это лишний перевод стрелок и лишние риски при манёврах. Поезда отправляются иногда с интервалом в 10 минут, и любая задержка повлечёт сбой графика движения. Мы с представителем депо Брянск-1 Дмитрием Савельевым подумали и рассчитали, что можно три дня в неделю отстаивать поезда на станционных путях, чтобы никуда их не гонять. Поезд остаётся непосредственно на пути станции, и когда он даётся под отправление, не нужно производить манёвры из депо на станцию. Так сокращается время и получается значительная экономия ресурсов», – рассказывает Александр Севостьянов. Этот проект уже принят к реализации. Экономический эффект от его внедрения только за счёт экономии топлива составляет более 90 тыс. руб. в год.

Свои рационализаторские предложения Александр Севостьянов начал подавать в 2014 году. С той поры набралось более 50 различных улучшений. Он говорит, что в работе ему помогает как база, полученная когда-то при обучении, так и неподдельный интерес к работе. «Есть такое мнение, что, когда человек приходит на предприятие после института, он должен оставить всё, чему его научили, за дверью. Мол, на предприятии другая реальность. Я так не считаю, поскольку полученные знания помогают. Когда приходишь работать, есть разница, конечно, но просто не надо стесняться задавать вопросы. Многие боятся, что их посчитают глупыми, но ведь это не так. Разбираясь в чём-то, ты не только получаешь новое понимание процессов, опыт, но и можешь увидеть, что и как можно улучшить», – уверен Александр.

Он говорит, что в своё время на желание стать железнодорожником повлияли рассказы мужа маминой сестры Николая Власова, который работал на стальной магистрали. Что-то Александра тогда зацепило, и после 9-го класса он поступил в Курский железнодорожный техникум, отучился на локомотивщика, а потом продолжил образование в Российской открытой академии транспорта.
«Конечно, изначально хотел стать машинистом, кто же о таком не думает?» – улыбается Александр Севостьянов.

Однако так получилось, что после окончания вуза работу по профилю в регионе он не нашёл. Поэтому его первой железнодорожной специальностью стала работа регулировщиком скорости движения вагонов на станции Рышково. Затем здесь же был назначен дежурным по станции, инженером по охране труда. Когда понял, что деятельность на магистрали будет связана с организацией движения поездов, дистанционно получил квалификацию движенца.
«В 2014 году меня перевели на должность начальника станции Дьяконово (IV класс), а в конце 2015‑го по результатам объезда Александр Шинкарёв, на тот момент являвшийся начальником Московской дирекции управления движением, принял решение о моём повышении на позицию главного инженера станции Курск (I класс). Последние три года я руковожу станцией Льгов-Киевский. В общей сложности на железной дороге 10 лет», – говорит Александр.

По его словам, сейчас, когда он заходит на работу, иногда автоматически начинает в голове раскладывать тот или иной производственный процесс, просчитывая, что в нём можно улучшить. Говорит, это уже своего рода привычка. А может быть, даже и воспитание. Его отец Виктор Николаевич Севостьянов, будучи человеком с инженерным складом ума, сызмальства научил сына работать со сваркой и болгаркой. Они всё время что-то мастерили вместе. Может быть, поэтому иногда в голову Александру приходят удивительные по своей очевидности и пользе идеи, которые до него почему-то никто не предлагал.

Примером тут может служить игра «РЖД Пятнашки», идея которой ему пришла в голову, когда он ещё работал дежурным по станции Рыжково.
«Когда работал дежурным по станции, моя основная задача была в том, чтобы осуществить вытяжку или перекидку составов или вагонов, имея ограниченное количество путей. То есть нужно было осуществлять эти процедуры наименьшим количеством условных ходов, чтобы оперативнее сделать работу и станция не простаивала. Отсюда и появилась идея сделать своего рода игру, в которой можно было бы тренировать этот навык, а также необходимый образ мышления», – рассказывает он. Так и появилась новая тематическая настольная игра «РЖД Пятнашки», презентация которой состоялась на конкурсе «Новое звено – 2019». «Игровое поле имитирует станцию с её приёмо-отправочными путями, разноцветные фишки – вагоны, полувагоны, цистерны, локомотивы. Сформировал поезд по заданным параметрам, выставил на нужный путь и уложился в регламент – победил, – рассказывает о правилах игры Александр. – Причём задачи можно ставить разного уровня сложности в зависимости от того, с какой аудиторией мы имеем дело. Вообще «РЖД Пятнашки» задумывались как инструмент адаптации и обучения молодых работников, начинающих трудиться на станциях с маневровым движением. Но её можно также использовать как инструмент в профориентации».

Пять экземпляров этой игры уже есть в Московской дирекции управления движением, ещё несколько поставили на Детскую железную дорогу. Планируется оснащение этой игрой и технических классов. «Можно было бы сделать и в виде приложения эту игру. Если перевести её на электронную платформу, то можно было бы собрать огромную базу самых различных станций, выставлять задания разной сложности, и люди могли бы друг с другом соревноваться в режиме онлайн», – говорит Александр Севостьянов.

Словом, технические и творческие мысли Александра в его голове бьются в унисон. Сейчас он руководит станцией II класса. В дальнейшем, разумеется, хочет пробовать новое, получать более сложную работу. «Мне нравится, когда люди наступают мне на пятки, появляется азарт, хочется развиваться, учиться. Я даже вечером прихожу с работы и, если есть возможность, полчаса сижу, смотрю какие-нибудь курсы, читаю, что появилось нового. Мне это всё очень интересно», – говорит он.

Похоже, что Александр Севостьянов станет основоположником железнодорожной династии. Ведь его сын родился в День железнодорожника. Этот факт несказанно порадовал Александра. Трёхлетний сын уже служит вдохновением для новых идей своего отца.
«Однажды я смотрел, как сынишка разбросал игрушки по полу, и в голову пришла идея создать видеоролик о внедрении бережливого производства так, чтобы всё выглядело просто и доступно», – рассказывает Александр. В 2017 году на конкурсе видеороликов по бережливому производству его работа заняла первое место.

Яна Позолотчикова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31