04 июля 2020 04:40

фото: 123RF/Legion-Media

Человеческий и технологический подвиг

Эпидемия ускорила применение электронных сервисов в транспортных компаниях

Одной из главных мер по предотвращению заболеваний коронавирусной инфекцией в ОАО «РЖД» стала минимизация контактов между сотрудниками и максимальный перевод их на удалённую работу. Компания смогла за две недели, не прерывая работы, перевести на «удалёнку» более 115 тыс. человек.
Как пояснил начальник Департамента управления персоналом Сергей Саратов, в компании изначально планировали перевести из офисов домой 50% офисного персонала, а для тех, кто оставался, обеспечить возможность держать социальную дистанцию и рекомендованную защиту.
«Логика была простая: в случае если будет заражение и придётся переводить сотрудников в офисах на самоизоляцию, то вторая часть могла подхватить их работу, – рассказал Сергей Саратов. – Но затем мы быстро поняли, что можно перевести на дистанционную работу гораздо больше, и буквально за считаные дни перевели на дом всех, кого было можно. На данный момент у нас удалённо работают около 115 тыс. человек».

Так быстро получилось это сделать, потому что в ОАО «РЖД» уже имелась определённая техническая и нормативная база. Правда, многие руководители не хотели отпускать работников домой, а сами сотрудники также опасались работать в новых условиях. Однако буквально за неделю все процессы оказались отлаженными, сотрудники начали переходить на новый режим.

Департамент управления персоналом быстро подготовил типовое допсоглашение об удалённой работе. Это позволило в корпоративной кадровой системе, которая имеется во всех структурах компании, оформить процесс перевода.

С технической стороны специалисты IT-блока в первые дни работали практически круглосуточно, подключая к «рабочим столам» за сутки до 15–20 тыс. человек. Однако, как рассказал заместитель начальника Центральной станции связи Денис Азерников, такая компания, как ОАО «РЖД», не может использовать общедоступные и открытые облачные сервисы. «Пришлось в оперативном режиме разворачивать свои системы, – говорит Денис Азерников. – На всех узлах доступа нужно было увеличить ёмкость каналов связи в десятки раз, а где-то и в сотни. Это было сделано в течение недели. ГВЦ обеспечил безопасность доступа от домашних компьютеров сотрудников к корпоративным системам. Мы развернули систему мобильной корпоративной связи более чем на 25 тыс. абонентов. Это дало возможность удалённо использовать сервисы железнодорожной электросвязи и пользоваться защищёнными железнодорожными номерами телефонов. Также эта связь используется для организации аудио- и видеоконференций. Этот сервис находится в периметре нашей корпоративной сети, то есть он также защищён. А на данный момент ежесуточно в компании происходит до 700 совещаний, на которых иногда присутствуют до 200 человек. Если бы не эпидемия коронавируса, мы бы такую систему по всей сети разворачивали года полтора».

Потребовалось решить и ряд других проблем. Не у всех сотрудников дома было достаточное количество компьютеров, поскольку одновременно на удалённое обучение перешли и дети в школах. Компания оперативно закупила 15 тыс. ноутбуков и предоставила их тем, кому это было необходимо. Узким местом в некоторых районах оказались и интернет-провайдеры, которые не смогли обеспечить надёжную интернет-связь в новых условиях. В регионах руководство ОАО «РЖД» провело переговоры с федеральными сотовыми операторами, добилось выгодного безлимитного тарифа и закупило сотовые модемы.

Если на дистанционную работу ОАО «РЖД» начало переходить с 25 марта, то уже к середине апреля все технические проблемы были окончательно решены и компания начала функционировать в обычном режиме, только большая часть её офисных сотрудников при этом находится дома.

Эксперт ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Андрей Обухов, в компании которого удалённая работа практикуется уже долгое время, говорит, что согласен, что при этом эффективность повышается на треть. Но здесь многое зависит от корпоративной культуры. «Все наши работники обеспечены корпоративными ноутбуками, которыми пользуются как хотят, и компания оплачивает Интернет и электроэнергию при 8-часовом рабочем дне, – рассказал Андрей Обухов. – Этот опыт взят из Японии и Нидерландов, где разрабатывается наибольшее число IT-решений. В Нидерландах, к примеру, хорошо развиты Интернет вещей и 3D-сканирование, когда на железной дороге сама техника осматривает тележки вагонов, и это значительно снижает потребность в персонале».

По мнению Андрея Обухова, уже давно назрел вопрос о создании единой транспортной платформы, куда бы автомобильные перевозчики, авиационные и другие отправляли данные о своей деятельности. (Минтранс заявлял о разработке такой платформы ещё в 2009 году, но реализовать идею не смог. – Ред.) Единый провайдер и оператор значительно повысили бы безопасность данных. А это в нынешних условиях является актуальным.

После почти двух месяцев дистанционной работы Департамент управления персоналом заинтересовало, как работники РЖД относятся к этому формату. Был проведён опрос 11 тыс. сотрудников почти из всех регионов страны. Оказалось, что удовлетворены новыми условиями порядка 60% (они работают не менее эффективно), а 40% считают, что эффективность упала. Среди недостатков удалённой работы сотрудники чаще всего указывают отсутствие рабочего места (45%) и живого общения (43%). Из положительных моментов: экономия времени и денег на дорогу (62%), самостоятельное управление временем (36%) и отсутствие дресс-кода (33%). Постоянно работать в удалённом режиме согласны лишь 15% опрошенных, а 53% – периодически. «Это ставит на повестку дня разработку форматов гибкого режима», – заключил Сергей Саратов.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31