06 декабря 2021 01:40

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Скорая менторская помощь

Знания старших коллег играют значимую роль в жизни молодых врачей

В период распространения новой коронавирусной инфекции врачи находятся на переднем крае борьбы. Особенно трудно начинающим специалистам, поэтому им на помощь приходят опытные наставники. О роли менторства в медицине, а также о работе молодых медиков в условиях пандемии наш сегодняшний разговор.
Елена Миронова, заведующая кардиологическим ­отделением (на данный момент оно временно перепрофилировано в первое инфекционное отделение) частного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина»
– Расскажите об институте наставничества в медицине. Насколько хорошо он развит?
– В здравоохранении наставничество было всегда, и оно не утрачивает свою значимость в современных условиях. Молодые врачи и студенты-практиканты никогда не остаются наедине со своими трудностями – рядом всегда находится опытный коллега, готовый оказать необходимую помощь и поддержку. Есть такие знания, которые невозможно получить в вузе, – их может передать только наставник. Например, он помогает сформировать клиническое мышление, обучает психологическим навыкам общения с пациентами и их родственниками, мотивирует к постоянному саморазвитию и учит принимать решения в экстренных условиях.
Так было и со мной, когда в 1992 году после окончания третьего курса института я начала работать медицинской сестрой, а после завершения учёбы – врачом кардиологического отделения ЦКБ МПС. Благодаря помощи и поддержке опытных профессионалов – заведующего кафедрой терапии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) Андрея Кириченко, заведующей кардиологическим отделением Беллы Кобельковой, заведующего отделением функциональной диагностики Павла Злочевского, заместителя главного врача, а в дальнейшем и директора клиники Виктора Пфафа – я защитила кандидатскую диссертацию, стала заведующей кардиологическим отделением. Я им очень благодарна, а со многими наше общение и обмен опытом продолжаются и сейчас.

– Сколько молодых специалистов вы воспитали?
– Я работаю в этой больнице уже 29 лет. Наставником для молодёжи стала после назначения на должность заведующего кардиологическим отделением. За годы работы воспитала порядка 40 молодых врачей. Самое большое достижение для меня – это создание надёжной команды профессионалов, способной решать сложные задачи. В 2013 году я была награждена почётной грамотой Министерства здравоохранения, а в 2015 году признана лучшим врачом клиники. Рассматриваю это как успех всего коллектива отделения. Сейчас наше отделение – это единое целое, живущее по принципу «один за всех и все за одного».
Наставническая работа – это одна из моих обязанностей как руководителя. И я занимаюсь ею не из-за возможности получить какие-либо поощрения, а потому что хочу помогать молодым специалистам, передавать им свой опыт. Конечно, будучи наставником, я работаю и над собой – совершенствуюсь в профессиональном плане и даже учусь чему-то у молодых коллег.
Наставник, как более опытный сотрудник, рука об руку работает со своими подшефными. У молодых медиков пока больше теоретических знаний, чем практики, нет жизненного опыта. Поэтому мы совместно обсуждаем сложные профессиональные вопросы. Наставнику необходимо ознакомить молодого специалиста со спецификой работы учреждения в целом, работой конкретного подразделения, правилами и стандартами лечения разных форм заболевания, ведением медицинской документации. Также важно помочь ему разобраться в вопросах медицинской этики.
На специалистах нашего отделения лежит колоссальная ответственность – при необходимости нужно принимать решения за считаные секунды и начинать действовать (например, при сердечно-сосудистых заболеваниях). Поэтому достаточно продолжительное время необходимо, чтобы бок о бок с подшефным был наставник, который консультирует его по сложным вопросам. Мы с докторами совместно посещаем пациентов в реанимационном отделении, определяем тактику их лечения, дискутируем, доказываем свою точку зрения и объясняем, почему принято то или иное решение.
Своим примером мы призываем молодых врачей включаться в обсуждение и не бояться высказывать и отстаивать свою точку зрения, несмотря на то что рядом находятся опытные доктора. Проводим совместные консультации пациентов, нередко вместе принимаем решение о возможности проведения оперативного лечения пациентов, оцениваем возможные риски развития послеоперационных осложнений, обсуждаем сложные клинические случаи с сопутствующей патологией, следуя принципу знаменитого врачевателя Гиппократа – лечить нужно не болезнь, а больного.
Совместно с молодыми докторами мы посещаем конференции, семинары, симпозиумы (в настоящее время обсуждаем вебинары, прочитанные статьи). То есть взаимодействие идёт постоянно.

– С какими вызовами вам пришлось столкнуться в условиях пандемии?
– Под моим началом трудятся врачи и медперсонал вновь организованного инфекционного отделения, а это около 50 человек. С 13 апреля мы учимся работать в новых условиях в качестве врачей-инфекционистов. Мне как руководителю подразделения необходимо организовывать работу персонала, направлять сотрудников, помогать им в решении медицинских и нередко бытовых вопросов (особенно это относится к медработникам из регионов, которые откликнулись и приехали к нам на помощь и которым мы все очень признательны).
К прежнему составу персонала отделения из 20 человек добавились 14 работников из других подразделений клиники, 19 человек из регионов и 2 волонтёра. Рука об руку работают врачи разных специальностей – кардиологи, терапевты, невролог, гастроэнтеролог, трансфузиолог, стоматолог, отоларинголог, нейрохирург, уролог, хирурги. И ни одного инфекциониста. Все мы до начала работы прошли онлайн-обучение по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции на портале Непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) для работников с высшим и средним медицинским образованием. Были ознакомлены со всеми необходимыми приказами, регламентирующими работу в новых эпидемических условиях, получили соответствующие сертификаты.
Ежедневно приходится повышать свою квалификацию путём изучения учебных материалов и информационных модулей, новых рекомендаций, опыта коллег. В больнице также проводятся лекции, организованные Центральной дирекцией здравоохранения ОАО «РЖД». Конечно, сейчас тяжело всем, но молодёжь быстрее адаптируется. Для них сегодняшняя обстановка – это ускоренная закалка, проверка на призвание. С каждым сотрудником я провела индивидуальную беседу и подчеркнула, что при любой возникающей проблеме можно обратиться ко мне напрямую.
Некоторые сотрудники клиники уезжают после работы домой. Однако я приняла для себя решение и постоянно с 13 апреля нахожусь на территории клиники круглосуточно (в доступе 24/7), поэтому регулярно контролирую и проверяю работу вверенного мне персонала, ведь ошибки и недоработки могут обойтись очень дорого.
Администрацией больницы в лице директора Михаила Калинина, главного врача Рафика Шабурова, старшей медицинской сестры общебольничного персонала Ольги Харитоновой, заведующей аптекой Натальи Чекулаевой круглосуточно предпринимаются усилия по обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые соответствуют всем стандартам и обладают знаком биологической защиты. Могу с уверенностью сказать, что ни один сотрудник никогда не зайдёт в «красную зону» (пространство, где находятся пациенты, начиная с приёмного отделения клиники, диагностических кабинетов до инфекционных отделений с палатами) без необходимой защитной экипировки. Пребывание в данной зоне небезопасно, поэтому необходимо строго соблюдать определённые требования по экипировке. В настоящее время это комбинезон с высокой степенью защиты, защитная маска, очки, бахилы и две пары перчаток. Для новеньких сотрудников мы проводим занятия, на которых рассказываем о правилах надевания и снятия СИЗ.
В больнице построены шлюзы, которые разделяют две зоны, так называемые грязную и чистую, чтобы исключить пересечение потоков персонала и пациентов. Тщательно следим за тем, чтобы даже во внерабочее время сотрудники соблюдали правила личной гигиены, дезинфицировали руки (в клинике установлены диспенсеры с антисептиком), носили одноразовые маски.
Непосредственную профессиональную помощь молодым специалистам оказывают все опытные врачи и медсёстры. Особенно она важна в условиях перепрофилирования больницы, когда необходимо максимально быстро адаптировать нового сотрудника к рабочему месту, ознакомить с трудовыми функциями и приёмами безопасного выполнения производственных операций.

– Какой совет вы можете дать молодым врачам?
– Окончание медицинского вуза и первая должность – это только начало карьеры. Впереди у молодых медиков очень много интересного. Поэтому я бы посоветовала им накапливать опыт и знания, анализировать всю получаемую информацию. Стоит учиться у опытных коллег, чаще общаться с ними, задавать вопросы и просить совета. Наставник всегда подскажет, что и как можно сделать лучше и эффективнее.

Беседовала
Анастасия Дорожкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31