20 сентября 2021 09:11

фото: Пресс-служба «Уральских локомотивов»

Кабина с перспективой

На заводе «Уральские локомотивы» впервые изготовили грузовой электровоз постоянного тока «Гранит» серии 2ЭС10 с новой кабиной, в которой применены самые передовые технологии.
Модульная унифицированная кабина – совместная разработка «Уральских локомотивов» и НПО «Горизонт». Конструкторы создали её в соответствии с требованиями РЖД, направленными на реализацию стратегии по переходу на эксплуатацию на сети дорог умного локомотива с многократно большей по сравнению с предшественниками эффективностью и экономичностью.
«Выпустив удачную и востребованную модель железнодорожной техники, наш завод всегда работает над её усовершенствованием, – пояснил генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи. – Создание высокотехнологичных и современных машин – часть глобальной программы перехода к цифровой железной дороге. Программное обеспечение в новой кабине позволяет автоматизировать больший объём процессов и повысить безопасность».

Необходимость в обновлённой кабине продиктована функциональными возможностями и мощностью машин, производимых на предприятии. Локомотивные бригады должны управлять современным тяговым подвижным составом в соответствующих условиях. О требованиях к кабинам электровозов рассказал заместитель директора по новой технике ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора Александр Лексин.
– Конструкторы знают о предъявляемых к кабинам современных нормативных требованиях, санитарных правилах, – пояснил Александр Георгиевич. – Организация рабочего места, расположение пульта управления должны быть максимально удобными, для того чтобы машинист мог продолжительное время, не уставая, эффективно выполнять свою повседневную работу. Органы управления, приборы, по которым машинист получает информацию, должны быть расположены компактно и эргономически обоснованно. Сейчас у кабин значительно изменились стиль, интерьер, реализованы наименее утомляющие цветофактурные решения функциональных зон.

Причин, по которым конструкторы взялись за разработку новой кабины управления для 2ЭС10, несколько. И это не только стремлением к повышению эргономики и удобству ведения состава. Главное – управление должно максимально реализовывать возможности, заложенные в электровозе. А они огромные: при стандартных собственных весовых параметрах 2ЭС10 способен водить поезда весом 9 тыс. тонн, а усиленный бустерной секцией – до 12 тыс. тонн. Призвание «Гранитов» – проводить тяжеловесные составы через Уральский хребет без «перелома веса», обязательного для менее мощного подвижного состава. Асинхронный тяговый привод «Гранита» позволяет достичь высоких мощностей и силы тяги. Микропроцессорная система управления МПСУиД реализует автоведение, диагностику узлов. Ведётся позиционирование GPS/ГЛОНАСС. Система БЛОК-М отвечает за безопасность движения, контролирует бодрствование машиниста, записывает параметры локомотива.

Во многом эффективное ведение на маршруте большегрузных составов зависит от умения правильно управлять тяговыми ресурсами подвижного состава. Модульная кабина нового образца поможет бригаде более эффективно и экономично решать большинство производственных задач. Она выполнена из современных материалов и обеспечивает лучшие условия труда в длительных поездках благодаря своим эргономическим параметрам и комфорту. Кроме того, в конструкцию кабины заложены решения, позволяющие в перспективе расширить её функционал. База даёт возможность при дооснащении соответствующим оборудованием обеспечивать, например, автоматическую прицепку к поезду, а также совершать и другие операции, которые машинист в настоящее время делает за несколько манипуляций.

Локомотивные бригады оценят также и новую систему видеоинформирования, реализованную благодаря унифицированной кабине. В ней функции обзорных зеркал выполняют видеокамеры, охватывающие не только состав, но и слепые зоны. Видеосигнал поступает на пульт машиниста и сенсорный монитор. Такая система позволяет бригаде с большей точностью оценивать текущую обстановку на маршруте и своевременно принимать решения при возникновении экстремальной ситуации. Так достигается более оперативное и точное управление электровозом. Заводские инженеры смонтировали в кабине новую цифровую радиостанцию, обеспечивающую устойчивую связь с другими локомотивами в пути следования поезда, с диспетчерами и дежурными на станциях. Кроме того, по радиоканалу предусмотрена передача технологической информации о текущем состоянии ключевых узлов машины в диспетчерский центр завода.

В настоящее время проводятся испытания электровоза 2ЭС10 № 167 с новой кабиной. После завершения испытаний унифицированные кабины планируется устанавливать на электровозы как постоянного тока 2ЭС10, так и на самые перспективные – переменного тока 2ЭС7, выпускаемые на «Уральских локомотивах».

Владимир Андреев
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31