20 сентября 2021 09:13

Инновации на всех уровнях

Вячеслав Дмитриев, главный инженер Куйбышевской дороги

– На минувшей неделе были подведены итоги инновационной деятельности железных дорог за I квартал. Куйбышевская магистраль заняла первое место. Как оценивалась работа?
– Куйбышевская магистраль заняла первое место, интегральный показатель её инновационной деятельности составил 86,3%. (На втором месте – Октябрьская магистраль с показателем 79,2%, на третьем – Западно-Сибирская – 75%. – Ред.)
Интегральный показатель – это расчёт по 6–7 основным показателям, каждый из которых имеет свой коэффициент значимости. Учитываются такие показатели, как работа с проектами, управление результатами интеллектуальной деятельности, взаимодействие с инновационной экосредой.
Мы занимаем лидирующую позицию по количеству проектов в портфеле, находящихся в фокусе направлений инновационного развития компании. Сейчас 46 проектов находятся в процессе реализации.
На дороге всегда находили инновационные идеи. Запросы на инновации транслировались в вузы, на предприятия военно-промышленного комплекса, в основные научно-производственные комплексы регионов присутствия дороги, а также технопарки, фонды развития промышленности. Мы проводили совместные мероприятия инновационной направленности как на территории промышленных предприятий, технопарков, так и в режиме онлайн с представителями региональных органов исполнительной власти, научно-образовательного центра Самарской области.
Мощный импульс процессу поиска актуальных для дороги разработок дал начавший свою работу во II квартале прошлого года отдел инновационного развития. Ему удалось сформировать условия для генерации идей, создать предпосылки для формирования пула якорных резидентов и быстрого симбиоза технологий, организовать возможность ускоренного доступа к отраслевой и научной экспертизе. По итогам 2019 года восемь инновационных проектов прошли испытания на полигоне дороги, из них пять сейчас проходят рассмотрение на уровне ОАО «РЖД».
Работа по выстраиванию инновационных коммуникаций между всеми заинтересованными сторонами принесла свои плоды. КбшЖД по итогам мониторинга и рейтинговой оценки инновационной деятельности железных дорог за 2019 год и за I квартал 2020 года занимала первое место на сети.

– Какие возможности даёт стартап-проектам сотрудничество с дорогой?
– Инновационная деятельность тесно связана с господдержкой. Мы сконцентрированы на привлечении различных механизмов финансовой помощи в продвижении разработок. В апреле поданы три заявки на выделение грантовой поддержки из Фонда содействия инновациям по проектам, находящимся в сфере интересов дороги по программе «Старт-1» (программа Фонда содействия инновациям по финансовой поддержке инновационных проектов, выделяется под НИОКР и разработки прототипов). Кроме этого, совместно с Фондом инновационного развития Самарской области прорабатывается возможность проведения в 2020 году конкурса инновационных проектов для железнодорожного транспорта. Таким образом, при поддержке Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и фонда конкурсанты смогут получить субсидии для реализации разработок.
Решить проблемы инновационного развития компании только за счёт привлечения внешних проектов невозможно. Понимая это, дорога проводит системную работу по созданию условий для развития внутренней инновационной экосреды. Как результат, по итогам 2019 года КбшЖД заняла первое место в конкурсе молодёжных проектов «Новое звено». В 2020 году инноваторы получили новый виток поддержки. На дороге реализуют проект «Внутренние чемпионы». В I квартале проведены кейсы по пяти запросам на инновационное развитие и организованы экспертные питч-сессии. По результатам проведённых мероприятий молодёжь предложила новые способы решения проблем инновационного развития, сформированы команды, и 12 проектных заявок размещены в системе «4И» для участия в конкурсе «Новое звено – 2020».

– Какие задачи стоят перед региональной инновационной площадкой в 2020 году?
– Для популяризации инновационной деятельности мы инициировали создание имиджевых видеороликов и выпуск журнала «Инвектор», рассказывающего о разработках и реализации инновационных проектов. Задействованы соцсети, совместно с СамГУПСом проводим открытые лекции по глобальным инновационным направлениям развития с помощью онлайн-трансляции и youtube-канала.
По совместной с YellowRockets программе IRON ROAD SHOW для компаний-разработчиков, заинтересованных в создании инновационных технологий и продуктов, организованы онлайн-стартап-выходные со встроенным блоком образовательного интенсива. В режиме онлайн компании-разработчики узнают, как грамотно выстроить взаимодействие с функциональными заказчиками для ускорения апробации инновационного решения. Результатом станет выбор не менее 20 инновационных предложений, которые пополнят пул перспективных проектов, рекомендованных для экспертизы и апробации.
Сейчас, в период пандемии, когда личные контакты невозможны, мы используем формат видеоконференций. На сегодняшний день в удалённом режиме с привлечением функциональных заказчиков рассмотрено свыше 50 проектов.
Приоритетной задачей 2020 года являются апробация и организация внедрения и тиражирования прошедших экспертизу и одобренных на центральном уровне управления ОАО «РЖД» инновационных решений.
Важным шагом по развитию инновационной деятельности станет открытие региональной инновационной площадки «Трансфер инноваций». В I квартале мы разработали концепцию создания Центра прототипирования и Корпоративного коворкинга и уже приступили к её реализации. Быстрое прототипирование с помощью технологии 3D-печати в месте, где возникает потребность воспроизводства деталей, – это новая эффективная возможность сократить эксплуатационные расходы и развивать инженерную мысль, а также разрабатывать прототипы устройств и механизмов под конкретную целевую задачу. Мы готовы к открытию региональной инновационной площадки «Трансфер инноваций» и выходу на новые рубежи.

Беседовал Александр Северов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31