05 декабря 2021 21:22

фото: 123RF/Legion-Media

Кто-то останется дома

Пандемия коронавируса заставила работодателей перевести сотрудников на удалённую работу и тем самым ускорила процесс цифровой трансформации организации труда. Какие уроки извлекли работодатели и будет ли в дальнейшем применяться опыт дистанционной работы, выяснил «Гудок».
Вынужденная мера

Переход на дистанционный режим работы российские компании начали в конце марта с целью снижения риска распространения коронавирусной инфекции среди своих сотрудников. Быстрее всего с переходом на удалённую работу справились компании, которые и до этого делали ставку на развитие цифровых продуктов, отметили в пресс-службе Mail Group.
«Необходимость перевода на удалённый режим не стала для нас сюрпризом, – говорит исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Ольга Филатова. – С 2019 года более 60% сотрудников несколько дней в неделю могли работать из дома. С началом пандемии на домашний режим работы ушло более 90% наших сотрудников».

ОАО «РЖД» входит в число лидеров по количеству удалённых рабочих мест – сейчас дистанционно в компании работают порядка 115 тыс. человек, IT-блок компании в короткие сроки обеспечил переход на новый формат работы без вреда производству.
«Ежесуточно специалисты IT-блока нашей компании обеспечивали подключение 15–20 тыс. удалённых рабочих мест. И если изначально мы ставили для себя планку по переводу на удалённый режим работы в 50% от численности руководителей и специалистов, то буквально за неделю мы поняли, что у нас есть все возможности, чтобы вывести не 50%, а максимальное количество работников», – рассказал 19 мая во время организованной «Гудком» онлайн-дискуссии «На удалёнке: как логистическая отрасль работает в новых условиях?» начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

Для сравнения: компания «Роснефть» перевела на дистанционную работу свыше 51 тыс. своих сотрудников, ПАО «Россети» – 30 тыс. человек, ПАО «Газпром» – 20 тыс., «СИБУР Холдинг» – около 4 тыс. человек.


Уроки «удалёнки»

Переведя своих работников на «удалёнку», многие работодатели столкнулись с неготовностью «домашних офисов» к полноценной работе, рассказали «Гудку» в компании SearchInform. «Нестабильный или медленный Интернет, плохое качество мобильной связи, отсутствие комфортного рабочего места отразились на настроениях людей», – поясняет HR-директор компании Кирилл Медведев.
«Нагрузка на службы IT-поддержки СИБУРа в связи с переходом на удалённый режим работы выросла в несколько раз. Для оперативного реагирования на запросы сотрудников в компании начала работу круглосуточная горячая линия. В день поступало до 1 тыс. звонков», – рассказали в пресс-центре компании.

По словам руководителя Дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрея Белевцева, для большинства людей «удалёнка» стала новым форматом работы. «Пришлось разъяснять людям, как правильно обустроить рабочее место, как общаться с коллегами в онлайн-формате», – добавил он. Работники действительно не сразу привыкли к новой реальности, следует из исследования консалтинговой компании Colliers International. «По мере увеличения периода нахождения дома увеличивалось умение справляться со стрессом, организовывать рабочий процесс, постепенно росла и оценка собственной продуктивности», – говорится в документе.

Чтобы оценить плюсы и минусы формата дистанционной работы, в том числе психологический климат в коллективах, в ОАО «РЖД» в апреле-мае провели серию социсследований. В них участвовали работники Западно-Сибирской, Красноярской и Приволжской дорог, Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, а также специалисты и руководители кадрового блока, которые трудятся в дистанционном режиме, – всего более 11 тыс. респондентов. По мнению респондентов, в числе плюсов удалённой работы – экономия времени и средств на дорогу (62%), возможность самостоятельно распределять рабочее время (36%) и отсутствие дресс-кода (33%), главные минусы – отсутствие полноценного рабочего места и нехватка очного общения с коллегами, сложности онлайн-коммуникаций, плохое качество домашнего Интернета.

По данным опроса, 15% железнодорожников хотели бы постоянно работать из дома, 32% предпочли бы вернуться в офис. При этом 53% респондентов высказались за возможность работать из дома периодически.
«Потребность у сотрудников в дистанционной работе есть, но не на долгосрочный период. Поэтому нам нужно будет продумать форматы гибкого режима работы. Например, когда несколько дней в неделю или в месяц работники смогут работать из дома», – подчеркнул Сергей Саратов.

Другие российские компании также рассматривают вопрос использования режима дистанционной работы. В «Ростелекоме» считают, что «это обеспечит более привлекательные условия труда для персонала, а также позволит сэкономить на офисных помещениях и затратах на их обслуживании».

Ольга Филатова добавляет, что после снятия всех карантинных ограничений у сотрудников ПАО «ВымпелКом» останется возможность в течение некоторого времени продолжать работать из дома.

В пресс-службе Х5 Retail Group (бренды «Пятёрочка», «Карусель», «Перекрёсток») «Гудку» подтвердили, что намерены перевести часть офисных работников на «удалёнку» и после окончания пандемии COVID-19. «Пилотный проект по работе на «удалёнке», который сейчас проходит во всём мире, коренным образом изменит модель управления персоналом. Для людей это станет привычным. Поэтому уже сейчас мы анализируем, какое количество людей может остаться работать дома», – заявили в компании.

Виталий Маслюк



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31