25 мая 2020 23:48

Инженер-паровозник создал раритет

Среди экспонатов коллекции подразделения по сохранению исторического наследия станции Курск традиционным интересом у посетителей пользуются модели локомотивов, сделанные фронтовиком, ветераном эксплуатационного локомотивного депо Курск Василием Долгих.
Модели Василия Долгих неизменно привлекают посетителей музея станции Курск
«Это точнейшие копии самых мощных в России паровозов ФД и ИС, а также изящная модель самого распространённого в 40–50-х годах в нашей стране пассажирского паровоза серии Су. Василий Иванович подарил нашему подразделению все сделанные им миниатюры, кроме модели паровоза серии Щ (в просторечии «щука»), которая в настоящее время украшает экспозицию Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге», – рассказала «Московскому железнодорожнику» методист подразделения по сохранению исторического наследия станции Курск Пелагея Михайлова. – Все модели сделаны вручную с ювелирной точностью. Василий Иванович проработал на паровозах всю жизнь, потому и любил их всей душой».

Ветеран-паровозник Василий Долгих родился в городе Ельце Орловской губернии в семье рабочего 16 февраля 1917 года (он всегда с гордостью называл себя ровесником революции). Мальчишкой пропадал на станции, встречая и провожая поезда. По гудкам узнавал серии любимых паровозов. Начал трудовой путь в 1935 году с ученика слесаря в паровозном депо Валуйки Московско-Донбасской железной дороги.

Способного паренька в депо приметили и направили на учёбу в Воронежский железнодорожный техникум, который он с отличием окончил в 1937 году. Освоив профессию помощника машиниста, Василий Долгих возвращается в родное депо Валуйки. В 1938 году его призывают в РККА в Железнодорожные войска. Там он получил заветные права на управление паровозом.

Война застала Василия Ивановича в прифронтовой полосе. Все четыре года он водил эшелоны с боеприпасами, живой силой и техникой, ранеными – на передовую и в тыл. Не раз и не два попадал под бомбёжки и обстрелы вражеской авиации. А закончил свой боевой путь отважный паровозник в 1945 году в Австрии в составе 3-го Украинского фронта. Его боевые заслуги Родина оценила орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

После войны, вернувшись в Курское депо, с 1946 по 1954 год Василий Иванович работал заведующим техническим кабинетом. Как опытный техник-механик, получил направление в Ленинградский институт инженеров транспорта. После его успешного окончания в 1957 году возвращается в Курское депо, где долго и плодотворно трудится на ведущих инженерных должностях, возглавляя отдел, который занимался рационализаторскими разработками.

С 1984 по 1988 год он является одним из основателей историко-мемориального комплекса и музея локомотивного депо Курск. Именно в эти годы он и создаёт уникальные модели локомотивов. Своим увлечением Василий Иванович заразил многих сотрудников депо, которые с увлечением помогали ему в конструировании этих миниатюр.

С 1987 по 2007 год локомотивщик Долгих активно занимался работой в Совете ветеранов локомотивного депо. Василий Иванович удостоен званий «Почётный железнодорожник» и «Почётный ветеран Московской железной дороги». «Он ушёл из жизни, но его помнят и в депо, и в Курске как интеллигентного, вежливого, выдержанного, всегда подтянутого и очень уважаемого человека, – замечает Пелагея Михайлова. – А созданные им модели локомотивов восхищают и удивляют уже не одно поколение наших гостей».

Андрей Городнов



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31