11 июля 2020 20:18

фото: Музей Тёсовской УЖД

Мотриса для туристов

В середине мая в музее Тёсовской узкоколейной железной дороги (УЖД) в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородской области завершили восстановление кузова и ходовой части единственной готовящейся к возобновлению регулярных поездок полностью аутентичной узкоколейной автомотрисы АМ1.
Восстановление АМ1-169 – часть проекта «Экспресс советских торфоразработок», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов и предполагающего организацию туристических поездок по Тёсовской УЖД на действующем музейном экспонате до конца года.

Автомотриса АМ-1 выпускалась на Демиховском заводе с 1962 по 1972 год. За это время было выпущено менее 300 машин. Из них к нынешнему времени в стране сохранились единицы, и те в подавляющем большинстве в виде прогнивших кузовов. АМ1-169 была выпущена в 1968 году и поставлена на лесовозную Аникинскую УЖД в Кировской области, где её и нашли во время экспедиции в 2017 году сотрудники музея Тёсовской УЖД.

Директор музея Алексей Помигуев рассказал «Гудку», что в ходе эксплуатации автомотрисы на Аникинской узкоколейке произошло её лобовое столкновение с лесовозным сцепом, что привело к сильной деформации одной из кабин. К тому же её кузов использовался в качестве аккумуляторной мастерской, и из-за постоянного проливания кислоты пол и часть боковых стен были сильно разъедены. Кузов также перемещали трелёвочным трактором, что в итоге привело к сильным деформациям боковых стен.

Для восстановления кузова необходим был «донор». «Нам удалось найти в Тёсово-Нетыльском половину кузова автомотрисы АМ1-267, которая использовалась в качестве подсобного помещения и стала «донором» наиболее повреждённых частей кузова АМ1-169», – говорит Алексей Помигуев.

Над восстановлением автомотрисы трудится команда музея, состоящая в основном из энтузиастов-добровольцев. К середине нынешнего мая основные работы по воссозданию кузова были завершены.

В мае состоялась первая выкатка с испытанием ходовой части. Автомотрису повозили тепловозом по путям, убедившись в надёжности работы установленных деталей. Изначально в распоряжении музейщиков оказались две поддерживающие тележки машины, которые также были найдены на других узкоколейных железных дорогах.
«Пришлось выполнить ряд манипуляций для переделки одной из них в ведущую, – объясняет Дмитрий Бехтерев, один из создателей музея. – Были изготовлены и приварены крепления реактивных тяг осевых редукторов, изготовлена и приварена поперечная усиливающая пластина, выполнена прорезка отверстия в люльке для возможности установки карданного вала между осевыми редукторами».

Не менее интересна история сбора деталей для силовой установки автомотрисы. Оригинальные узлы и агрегаты были обнаружены в Румынии. Они сохранились благодаря тому, что в 2000 году из России в Германию были вывезены автомотрисы АМ1-003 и АМ1-258, которые в 2011-м были проданы в Румынию компании Calea Ferata Ingusta для использования в экскурсионных поездках по узкоколейной железной дороге в городе Вишеу-де-Сус. Автомотрисы подверглись глубокой модернизации с установкой других силовых агрегатов.
«В 2019 году мы узнали о том, что агрегаты от АМ1-258 демонтированы, но ещё не утилизированы, и договорились с руководством Calea Ferata Ingusta об их приобретении», – вспоминает Алексей Помигуев.

Так на родину вернулись коробка передач, реверс-режимная коробка, контроллеры управления мощностью двигателя и контроллеры переключения передач и реверса, двигатель ЯАЗ-М204 с оригинальным сервоприводом регулятора числа оборотов, пакетники переключения реверса, компрессор. Работа по восстановлению силовой установки приближается к финалу.

Летом планируется воссоздать внутри автомотрисы аутентичный интерьер, осенью – протестировать её на ходу, а в декабре – запустить в эксплуатацию. С этого времени желающие смогут отправиться на экспрессе советских торфоразработок в небольшое путешествие по торфяной узкоколейке, погрузившись в атмосферу трудовых подвигов советских торфодобытчиков и железнодорожников.

Тёсовская УЖД является сегодня одной из немногих действующих узкоколеек в стране, где осуществляется регулярное движение туристических поездов. Отличительной особенностью Тёсовской УЖД является то, что она расположена на действующем торфопредприятии, что позволяет посетителям музея увидеть её в настоящей работе и узнать интересные факты о торфяной промышленности нашей страны. Алексей Помигуев сообщил, что большую помощь музею и дороге оказывает также ОАО «РЖД». В частности, в 2016 году Дирекцией тяги музею Тёсовской УЖД был передан действующий узкоколейный локомотив ТУ2-155, который и восстановлен был силами локомотивного комплекса РЖД. В 2018 году музей безвозмездно получил от РЖД четыре пассажирских узкоколейных вагона. Ежегодно Тёсовская УЖД получает от РЖД старогодные деревянные шпалы, используемые для ремонта пути.

Игнат Вьюгин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31