11 апреля 2021 01:21

фото: Imago Images / Ralph Peters / ТАСС

Субсидии в обмен на собственность

Правительство Германии увеличит размер уставного капитала железнодорожного оператора Deutsche Bahn (DB). Подобный механизм позволит компании получить не менее 4,5 млрд евро в качестве дополнительной поддержки при восстановлении от кризиса, связанного с пандемией COVID-19. Однако утверждённый программный документ ещё предстоит одобрить Европейской комиссии.
Пандемия привела к тому, что число пассажиров на железнодорожном транспорте существенно сократилось. В частности, в Германии, согласно документу, спрос на междугородние поездки в апреле упал на 90%, местные поездки сократились на 80%, а грузовые перевозки – на 40%. Это сказалось и на приросте убытков для компаний – операторов железных дорог.

Хотя в этот период DB поддерживала 73–75% своих регулярных пассажирских перевозок, министерства финансов и транспорта Германии, разработавшие документ, предварительно оценили потери крупнейшего пассажирского перевозчика страны в 13,5 млрд евро. А чтобы восполнить этот пробел, правительство должно компенсировать до 80% убытков компании. Самый доступный для правительства механизм – увеличение своего акционерного капитала в DB с текущих 6,9–8,4 млрд евро минимум на 4,5 млрд евро.

Также компанию ждёт и другая мера – увеличение долгового лимита группы с нынешних 25,4 млрд евро (компания почти достигла этого показателя до эпидемии), уточняют разработчики.

Правда, член комитета по транспорту и цифровой инфраструктуре Правительства Германии Маттиас Гастел отмечает, что если DB получит такую поддержку от государства, то уже не сможет выплачивать бонусы членам совета директоров, как раньше. И это будут контролировать.

Представители DB инициативу государства не комментируют, но предполагают внести и свой вклад – сократить рабочее время сотрудников и действительно списать бонусы. Таким образом, компания сэкономит около 4,1–5,1 млрд евро.

Между тем две ассоциации операторов железных дорог – Mofair (Ассоциация независимых операторов пассажирских железнодорожных перевозок в Германии) и AllRail (Альянс новых участников пассажирских железнодорожных перевозок в Европе) – считают подобное субсидирование DB необоснованным и нарушающим конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок. Поэтому организации обратились к Правительству Германии и Европейской комиссии с просьбой уточнить назначение выделяемых средств.

Президент Mofair Кристиан Шрайер считает, что причины для господдержки могут быть разные, но задача Правительства Германии и DB – сделать эти средства прозрачными и прояснить их назначение. Подобная финансовая поддержка не может быть направлена, по его мнению, на помощь дочерним предприятиям DB, которые конкурируют с частными операторами. В противном случае произойдёт массовое искажение конкуренции, уверен он.

Генеральный секретарь Allrail Ник Брукс согласен с коллегой. По его словам, функционирующий европейский железнодорожный рынок имеет решающее значение для восстановления и роста железнодорожного сектора после пандемии. Недопустимо, чтобы кризис использовался в качестве причины для предоставления преференций государственным компаниям, которые находятся в прямой конкуренции с частными операторами.

В качестве примера участники ассоциаций привели австрийское правительство, которое обязало не только принадлежащие государству «Австрийские железные дороги», но и частного пассажирского оператора WESTbahn поддерживать почасовое сообщение между Веной и Зальцбургом. В обмен на это Правительство Австрии выплачивает компаниям премии за временное общественное обслуживание.

Дарья Белоглазова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30