15 апреля 2021 13:23

фото: ZUMA/ТАСС

Поездки начнутся летом

Европа готова вернуть туристов по новым транспортным правилам

Европейская комиссия (ЕК) утвердила руководство по восстановлению пассажирских перевозок железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом в Европейском союзе (ЕС). Предполагается, что рекомендации позволят странам возродить прибыльный туристический сектор. Для этого, в частности, железнодорожным операторам придётся обеспечить социальное дистанцирование пассажиров и внедрить системы регулирования пассажиропотоков в поездах и на станциях.
С началом пандемии коронавируса международные пассажирские железнодорожные перевозки в Европе были почти полностью остановлены. В последние несколько недель страны ЕС фиксируют значительное сокращение распространения заболевания, поэтому некоторые из них уже начали восстанавливать транспортное сообщение в пределах соседних стран и своих границ. В частности, в Италии и Португалии внутренние железнодорожные перевозки уже разрешены, с 12 мая их также возобновили Латвия, Литва и Эстония, с 15 июня к ним присоединится Австрия, которая также откроет трансграничные поездки с соседними странами (с сопоставимым снижением распространённости вируса) – Германией, Швейцарией, Лихтенштейном, Чехией, Словакией и Венгрией.

По словам комиссара ЕК по транспорту Адины Валеан, туризм обеспечивает ЕС около 10% ВВП, более 563 млн международных поездок и почти 30% мировых поступлений. В частности, только в течение среднего летнего сезона траты туристов в Европе достигают 190 млрд евро. В связи с этим ЕК определила в качестве своего приоритета восстановление мобильности населения, но с чёткими положениями по безопасности и гигиене труда.
«Чтобы убедить пассажиров в том, что транспорт безопасен, применяемые компаниями меры должны быть заметны и эффективны», – уточняет она.

Поэтому ЕК поспешила принять пакет руководств для организации пассажирского сообщения в Европе в новых условиях. Документ включает в себя общую стратегию восстановления свободного передвижения пассажиров, включая постепенный возврат транспортных услуг. Предполагается, что это поможет государствам-членам наладить координацию процессов в связи с постепенным восстановлением связей между ними.

Для железнодорожного транспорта разработчики документа определили шесть основных принципов обеспечения безопасности пассажиров. Среди них – контроль и обеспечение социального дистанцирования в поездах, применение технологий дистанционного открытия дверей поездов (чтобы людям не приходилось трогать кнопки и ручки), обязательное резервирование мест с учётом соблюдения безопасной дистанции (даже для региональных поездов), использование системы управления пассажиропотоком на станциях, стимулирование поездок в непиковое время за счёт гибких цены билета и графика отправления поездов, а также подсчёт количества пассажиров с помощью систем видеонаблюдения и учёта веса состава. Обеспечивать их должны железнодорожные операторы.

Кроме того, согласно документу железнодорожным компаниям следует продолжать контролировать использование средств индивидуальной защиты на случай возникновения у пассажира симптомов коронавируса.

Хотя в пресс-службе ЕК по транспорту не пояснили, кто должен оплачивать издержки компаний, связанные с внедрением и использованием новых систем в поездах, но заметили, что Европейское агентство железных дорог (ERA) уже ведёт переговоры о возможности разработки приложений, основанных на анонимизированных и агрегированных данных, чтобы оценить скопление людей на станциях. По их мнению, такую технологию смогут использовать операторы в странах – участницах ЕС. Правда, на каких условиях, они не уточнили.

Между тем железнодорожные операторы в Европе считают стратегию ЕС не поощрением железнодорожного туризма, а его ограничением.

Исполнительный директор Сообщества европейских железных дорог и инфраструктурных компаний (CER) Либор Лохман отметил, что в самолётах европейских компаний требования социального дистанцирования нет, а на поезде оно неосуществимо, так как это означало бы, что компаниям придётся снизить пропускную способность на 40–50%. Если эти убытки не возместят власти, тогда операторам придётся поднять цену билета, а это в свою очередь грозит переходом пассажиров с поездов на автомобили.
«Количество пассажиров на внутренних поездах сократилось на 85% за первые две недели кризиса, и только сейчас оно начинает постепенно увеличиваться по мере ослабления блокировок. Требование о сохранении свободных мест, об ограничении пассажиропотоков за счёт увеличения частоты следования поездов экономически нецелесообразно», – считает он.

Он также добавил, что дополнительные вагоны ситуацию не изменят, ведь это также затраты, которые лягут на железнодорожных операторов и приведут к росту издержек.

Дарья Белоглазова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30