05 декабря 2021 05:17

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Главный принцип

Количество транспортных происшествий и событий на МЖД снижается год от года

В воскресенье, 17 мая, ревизоры по безопасности движения поездов ОАО «РЖД» отмечают свой профессиональный праздник. Ревизорскому аппарату на железных дорогах страны исполняется 83 года. За это время изменились технологии, но не задача ревизоров – обеспечение безопасной перевозки пассажиров и грузов. Сегодня от качества и эффективности работы этих людей зависят имидж компании, отношение к ней клиентов и общества.
Николай Диков, заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Московской железной дороги
– Николай Валентинович, у этого праздника, как и у любого другого, есть история. Напомните, что и кто стоял у истоков образования службы?
– Создание ревизорского аппарата по безопасности движения поездов (РБ) – требование времени. В 30-е годы прошлого века на железнодорожном транспорте в СССР сложилась тяжелейшая аварийная обстановка, связанная с гигантскими убытками и людскими потерями. Только в 1934 году зарегистрировано 62 тыс. крушений, аварий и случаев брака. Чтобы переломить её, нужны были кардинальные незамедлительные меры. Одной из них и стало введение института ревизоров по безопасности движения. Сначала были приняты постановления ЦК ВКП(б) и Правительства СССР. На основании этих документов 17 мая 1937 года народный комиссар путей сообщения Лазарь Каганович подписал приказ № 103Ц «О ревизорах НКПС по безопасности движения».
За 83 года существования ревизорского аппарата структура его постоянно совершенствовалась, изменялась в соответствии с требованиями времени. Сегодня работу ревизоров направляет и координирует Департамент безопасности движения ОАО «РЖД». В наше время трудно представить, что когда-то за обеспечение безопасности на железных дорогах необходимо было бороться. Сегодня мы эту работу организуем и контролируем.
Официально День ревизора – 17 мая – был установлен в ОАО «РЖД» распоряжением президента компании от 19 мая 2014 года № 1203р.

– Какими инструментами для обеспечения своей деятельности располагает сегодня аппарат РБ?
– С годами на смену инструментам принуждения пришли новые методы и способы работы. Департаментом безопасности движения разработана и внедрена на сети железных дорог методика оценки функциональной безопасности на инфраструктуре ОАО «РЖД». С её использованием появилась возможность комплексно проводить исследование количественных и качественных характеристик функциональной безопасности, а кроме того, оценить меры, принимаемые руководителями процессов по снижению уровня аварийности в хозяйствах. Новые подходы к организации транспортной безопасности дали конкретный результат. Так, на Московской дороге за 4 месяца 2020 года достигнуто снижение более чем на 20% всех показателей, принимаемых в расчёт при оценке функциональной безопасности. При этом качественный показатель транспортных происшествий и событий снижен почти на 40%. Должен заметить, что он мог быть ещё лучше. Однако на конечную оценку повлияло происшествие, случившееся 31 января, когда на путях моторвагонного депо Куровская при производстве маневровой работы произошло столкновение подвижного состава, которое было классифицировано как крушение.
Комплексная системная работа, направленная на предупреждение отказов технических средств, также даёт ощутимые результаты. Показатель надёжности технических средств за 4 месяца 2020 года улучшен почти на 30%.

– Каким новым содержанием наполнилась со временем работа ревизоров по безопасности движения?
– К сожалению, спустя и 80 с лишним лет не искоренены отдельные мнения, что ревизорская работа второстепенна и принимаемые моими коллегами запретные и предупредительные меры идут вразрез эксплуатационным показателям работы железной дороги. Такие утверждения ничем не обоснованы. Безопасность движения – основа основ перевозочного процесса, и сегодня ревизорский аппарат – это не только контрольно-надзорный орган, это команда аналитиков, экспертов и главных помощников руководителей в вопросах выявления узких мест в технологических процессах и факторов риска нарушений безопасности движения.
В современных условиях работу ревизора можно сравнить с работой нейрохирурга. Ревизор должен не только выявить «болезнь» и контролировать её развитие, но и определить, где и какое его вмешательство необходимо. Сегодня на нашем вооружении, помимо обычных блокнота и ручки, появились современные автоматизированные системы, диагностические комплексы, факторный анализ, система «работа над ошибками» и т.д. В арсенале и такой вид мероприятий внутреннего контроля, как документарная проверка. С её использованием любой сотрудник аппарата РБ, находясь на своём рабочем месте, без выезда на предприятие, может проверить соответствие технологического процесса требованиям нормативных документов и утверждённых регламентов взаимодействия. Принять при необходимости соответствующие меры ревизорского реагирования и предупредить руководителя процесса о возможном проявлении и развитии риска нарушения безопасности движения и транспортных нарушений. Особенно актуален данный вид проверки сегодня. При всех особенностях дистанционной работы в период пандемии ревизорский аппарат в состоянии не только перестроить порядок работы, но и удержать процессы управления безопасностью движения поездов на требуемом уровне.

– Среди ключевых направлений деятельности аппарата РБ – развитие культуры безопасности. Какие инструменты при этом используются?
– В данном случае мы говорим о создании такой среды, в которой у работников формируется осознанное понимание необходимости соблюдать установленные нормы и правила и не нарушать те требования, которые продиктованы самой жизнью и необходимы для обеспечения безопасности движения поездов. Выработка у работника такой «привычки» не только позволит предупреждать нарушения, но и приведёт к улучшениям перевозочного процесса и развитию компании в целом.
Немаловажную роль в этом играет общественный контроль. Всего на Московской дороге создано восемь советов общественных инспекторов, в которых состоят 519 работников. Благодаря их бескорыстной работе на дороге в прошлом году было проведено более 4 тыс. проверок, выявлено более 8 тыс. несоответствий, выдвинуто более 100 предложений по повышению безопасности движения.
Возвращаясь к работе коллег-ревизоров, хочу высказать глубокую признательность нашим ветеранам. Ведь именно они заложили хорошую основу для тех, кто ныне стоит на страже безопасности движения поездов. Хочу пожелать старшим товарищам хорошего здоровья и долгих лет жизни. Подчеркну, что ревизоры – удивительные люди. Они оставляют след в жизни буквально каждого железнодорожника независимо от того, как он трудится на своём месте. От души поздравляю всех коллег с праздником!

Беседовал Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31