01 октября 2020 07:39

По рельсам без тягача

На МЖД начались испытания контрейлерной платформы

Первая опытная контрейлерная отправка по новой технологии перевозки полуприцепов без тягача в составе контейнерного поезда 10 мая произведена со станции Кунцево-2 в адрес станции Клещиха ЗСЖД. Вчера, 14 мая, этот поезд прибыл на станцию назначения.
«Кальмар» спускает раму СКМ с контрейлерной платформы на асфальтированную площадку станции Кунцево-2
Ричстакер захватывает клещами установленный на раме СКМ полуприцеп
На дороге стартовали испытания первой контрейлерной платформы с инновационным средством крепления многооборотным (СКМ) для перевозки полуприцепов, которое разработал ВНИИЖТ. Суть новинки – в особенностях размещения и крепления грузов, упрощающих процесс погрузки и разгрузки контрейлеров с полуприцепами.

Раньше погрузка контрейлера осуществлялась путём заезда тягача вместе с полуприцепом на платформу поезда. При традиционной методике размещения и крепления груза для заезда тягача требовалась специальная равновысокая стационарная платформа, торцевая или боковая. То есть рампа на одном уровне с вагоном-платформой, чтобы тягач с полуприцепом мог заехать, встать на конусообразное основание, после чего он закреплялся на контрейлерной платформе.

10 мая на станции Кунцево-2 впервые произведена погрузка с помощью специальной рамы средства крепления СКМ.
«По новой технологии тягач требуется только для того, чтобы доставить полуприцеп на станцию отправления или забрать его со станции назначения, – рассказывает начальник станции Кунцево-2 Борис Волков. – Рядом с вагоном на ровную поверхность земли ставится специальная рама, на неё заезжает тягач с полуприцепом, затем тягач отцепляется, полуприцеп фиксируется на этой раме, закрепляется и с помощью «кальмара» – ричстакера, а затем с помощью специальных устройств (захватывающих клещей) рама с полуприцепом ставится на платформу поезда».

При разгрузке на станции назначения даже при отсутствии высокой боковой или торцевой платформы не составляет труда снять контрейлер с полуприцепом, который крепится на спецраме, – для этого требуется всего лишь ричстакер.
«Многооборотное средство крепления для перевозки полуприцепа без тягача на контрейлерных платформах разработано АО «ВНИИЖТ» по заказу АО «ФГК». Пока оно существует в единственном экземпляре, изготовлено в Санкт-Петербурге, – рассказал «Московскому железнодорожнику» один из авторов идеи, руководитель Группы «Вагонное хозяйство» научного центра «НПСАП» АО «ВНИИЖТ» Максим Кузнецов. – СКМ включает в себя три элемента: средство крепления полуприцепа, опору шкорневую и колёсные упоры – подкладываемые под колёса специальные башмаки, размещаемые на самом средстве крепления полуприцепа – длинной жёлтой раме. Таким образом, колёса полуприцепа в пути жёстко фиксируются от перемещений».

Опытный вагон-платформа для СКМ был разработан ранее Уралвагонзаводом по заказу АО «ФГК» и представлен на выставке в Щербинке в 2019 году.
«Новая технология существенно повышает удобство по погрузке и выгрузке контрейлеров, сокращает время на проведение этих операций на станциях, где допускаются погрузочно-разгрузочные работы, – уточнил Максим Кузнецов. – Не требуется каких-либо особых условий по размещению платформы на станции, нет необходимости в торцевой или боковой платформе. Вагон-платформу можно разместить на путях, к которым подъезжает ричстакер, захватывает контрейлер и ставит на платформу. Необходим только переходник для операций с многооборотным средством и размещённым на нём полуприцепом. Переходники могут быть разными, но на данный момент технология предусматривает использование спредера нижнего захвата (те самые клещи, которые крепятся к ричстакеру). Такой механизм имеется на станции Кунцево-2. В дальнейшем будут использоваться ещё более эффективные устройства».

Инновационное средство многооборотное, к которому крепится полуприцеп, в рейсе от Кунцево-2 до станции Клещиха впервые проявил себя в деле.
«При разборе поездки надо посмотреть, как вёл себя груз в пути, не было ли смещения в пути следования. Когда платформа с полуприцепом на спецраме вернётся обратно, результаты первого рейса проанализируют и будет принято решение о вводе новой технологии в постоянную эксплуатацию», – говорит Борис Волков.
«После завершения опытной перевозки и согласования нормативной документации возможны перевозки с использованием многооборотных средств СКМ в промышленных масштабах, – считает Максим Кузнецов. – Если по результатам опытного рейса выявятся отклонения от технических характеристик и допустимых параметров перевозки, это будет учтено и внесена соответствующая корректировка в проектную документацию для согласования и использования в регулярных перевозках».

В ходе завершившейся вчера опытной перевозки протяжённостью около 3,5 тыс. км срок доставки полуприцепа на станцию Клещиха в Новосибирске составил около 4 дней, что быстрее, чем автомобильным транспортом. Движение контейнерно-контрейлерного поезда было организовано по специально разработанному графику на приоритетной основе после пассажирских поездов.
«Для полностью контрейлерных поездов, когда они станут регулярными, должны разрабатываться специальные маршруты следования, поскольку контрейлерные вагоны существенно выше обычных, они имеют верхний индекс негабаритности 3-й степени», – уточняет Борис Волков.

Как рассказали на станции Клещиха, начиная с 2016 года по маршруту Орехово-Зуево – Клещиха уже произведён ряд опытных контрейлерных перевозок, но с тягачом. Результатом их стал утверждённый маршрут следования составов со специализированным контрейлерным габаритом погрузки.
«Клещиха выбрана конечной точкой опытной поездки не случайно, это один из важнейших транспортно-логистических комплексов за Уралом, имеющий сухопутный контейнерный терминал. Станция интенсивно обрабатывает входящий и формирует маршрутизированный вагонопоток в формате ускоренных контейнерных поездов, к которым и осуществляется прицепка вагонов, погруженных контрейлерами. Станция работает на стыке автомобильного и железнодорожного транспорта», – добавили на предприятии. Грузоотправители Западно-Сибирской дороги давно призывают железнодорожников к организации контрейлерных перевозок без тягачей. Заинтересованы в этом и автоперевозчики. Так, свой полуприцеп для опытной поездки предоставила транспортная компания «Итеко», но коммерческого груза на этот раз на борту контрейлера не было, в порядке эксперимента его заменили железобетонными блоками.

В настоящее время на Московской магистрали есть несколько станций, на которых имеются специальная рампа и специальные фронты для погрузки контрейлеров. Станция Кунцево-2 была открыта по параграфу контрейлерных перевозок для опытных перевозок в конце апреля, в прошлом году она также на ограниченное время открывалась для опытных перевозок, когда контрейлерные вагоны следовали в составе обычных грузовых поездов.

Сейчас прорабатывается регулярное курсирование контейнерно-контрейлерных поездов между Кунцево-2 и Калининградом. 10 мая на станцию Кунцево-2 с Калининградской железной дороги прибыл первый полуприцеп с продукцией мебельной компании «Лазурит». В обратном направлении из Москвы в Калининград полуприцеп отправится 15 мая и доставит строительные грузы. Есть планы по расширению станции Белый Раст и открытию её по параграфу контрейлерных перевозок.
«Контрейлерные перевозки на Московской железной дороге имеют большое будущее, в ближайшие годы будут интенсивно развиваться, – прокомментировал начальник МТЦФТО Сергей Богданов. – Контрейлеры позволяют не только увеличить скорость и объёмы перевозок железнодорожным транспортом, сократить сроки доставки, но и разгрузить автомобильный трафик, снизить воздействие большегрузных автомобилей на автодорожную инфраструктуру и экологию России».

Игорь Ленский
Александр Матвеев
Фото Московской дирекции
управления движением

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31