03 декабря 2021 08:31

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Торможение возвращает энергию

В конце минувшей недели бригады эксплуатационного локомотивного депо Чита Забайкальской дирекции тяги выполнили три опытные поездки с применением рекуперативного торможения на двух перегонах участка Чита – Карымская.
Экономия электроэнергии по итогам этих испытаний составила в среднем 340 кВт·ч.

Как рассказали в депо, на плече обслуживания Чита – Карымская есть участки пути с уклонами. Так, на перегоне Атамановка – Кручина уклон 10,9 промилле с 6219-го км по 6220-й км. Для грузового поезда скорость движения здесь установлена с 65 до 70 км/ч. На перегоне Туринская – Карымская есть уклон от 7,3 до 8,6 промилле с 6274-го км (пикет 5) по 6278-й км. Здесь установленная скорость – 80 км/ч со снижением на 6278-м км до 40 км/ч.
– Следуя по данным участкам с грузовым поездом, учитывая профиль пути с уклоном, для регулировки скорости и недопущения её превышения выше установленной машинист обычно применяет пневматическое торможение, – пояснил главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Чита Александр Брюханов.

При этом движущийся локомотив продолжает потреблять электроэнергию.

В результате трёх опытных поездок двух электровозов ВЛ85 и одного 3ЭС5К 4 мая с поездами по участку Чита – Карымская с применением пневматического торможения выяснилось, что средний расход электроэнергии составляет 330 кВт·ч.

С целью снизить расход в депо решили попробовать применить на этом плече обслуживания, на перегонах с уклонами, вместо пневматического рекуперативное торможение.

В этом случае машинист электровоза собирает схему рекуперативного торможения. Двигатели на спуске переводятся в режим работы генераторов, преобразуя кинетическую энергию движения поезда, следующего в режиме выбега, в электрическую, которая передаётся в контактную сеть. При этом в течение действия рекуперации на участке не происходит потребления электроэнергии локомотивом.

Седьмого мая были выполнены три опытные поездки с применением данного вида торможения с электровозом 2ЭС5К и двумя электровозами ВЛ85.
– По результатам эксперимента экономия электроэнергии на участках плеча обслуживания Чита – Карымская составила 340 кВт·ч. Поездки подтвердили, что использование рекуперативного торможения целесообразно на данных перегонах и обеспечивает возврат электроэнергии в контактную сеть, – отметил Александр Брюханов.

В 2019 году на плече Чита – Карымская локомотивные бригады предприятия провели 12 966 грузовых поездов с локомотивами, оборудованными рекуперативным торможением, или 35,5 поезда в сутки. Локомотивщики подсчитали, что годовой экономический эффект от применения рекуперации только на этих двух участках составит более 13 млн руб.

По словам Александра Брюханова, аналогичным образом можно организовать работу и на других участках пути с уклонами, и в других депо.

Сергей Донцов
Чита

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31