27 ноября 2021 02:19

Хорошая энергетика

Олег Викторович Покалюхин присягнул на верность Родине в 1944 году, когда в 13 лет стал воспитанником взвода трубачей Тамбовского кавалерийского училища. Но карьере военного музыканта предпочёл работу на железной дороге. Он посвятил ей без малого 50 лет, 35 из которых отдал столичной магистрали, внеся весомый вклад в электрификацию МЖД.
Воспитанник Тамбовского кавалерийского училища Олег Покалюхин (второй справа во втором ряду) в составе трубвзвода. 1945 год
Бывший заместитель начальника Рязанского участка энергоснабжения (ныне Рязанская дистанция электроснабжения) Олег Викторович Покалюхин в свои 89 лет ни при каких обстоятельствах не теряет бодрости духа, заряжая оптимизмом окружающих, в том числе бывших коллег, с которыми не теряет связи. Чаще всего общается с председателем Совета ветеранов дистанции Виктором Дмитриевичем Алёшиным, что неудивительно, – живут они по соседству. В последний раз встреча произошла накануне 9 Мая, когда руководство и профсоюзная организация Рязанской дистанции электроснабжения поздравили участника войны и почётного ветерана Московской дороги с наступающим праздником, вручили цветы, подарки и одну из тех открыток, что специально к празднику сделали дети работников предприятия.

Олег Покалюхин родился и вырос в Тамбове. После скоротечной болезни и смерти отца в 1940 году они остались вдвоём с мамой Клавдией Ивановной, которая сумела привить сыну стремление к знаниям, трудолюбие и... интерес к музыке. Она сама исполняла романсы, хорошо играла на гитаре.

Когда началась война, мальчику исполнилось 10 лет. Тамбов нередко подвергался налётам вражеской авиации, и в памяти ветерана остались руины железнодорожного вокзала и театр, которые находились неподалёку от их дома. «Мне так хотелось, чтобы война поскорее закончилась», – рассказывает Олег Викторович.

В октябре 1944 года Олег Покалюхин поступил в Тамбовское кавалерийское училище, где служил воспитанником трубвзвода до сентября 1946-го. В 13 лет он стал красноармейцем, надев военную форму, и с гордостью носил погоны. Детство кончилось, жизнь пошла по-другому: казарменный режим, строевые марши...
«В этом взводе нас, 20 мальчишек-трубачей, обучали музыкальной грамоте для игры в духовом оркестре, – рассказывает ветеран. – Курсанты училища после окончания учёбы отправлялись на фронт, и при отправке на передовую для них звучал наш духовой оркестр. Нередко мы выступали перед ранеными в госпиталях, которых в Тамбове было больше десятка».

После окончания войны, в 1946 году, Олега Покалюхина и ещё четырёх ребят распределили в Тамбовское артиллерийско-техническое училище, где он прослужил воспитанником музыкального взвода до мая 1947 года. Демобилизовавшись, выбрал профессию железнодорожника. Окончил Тамбовский железнодорожный техникум и первое время работал в родном городе осмотрщиком вагонов, техником-дефектоскопистом. В 1954 году поступил во ВЗИИТ, где получил новую специальность, связанную с электрификацией железных дорог, что было очень востребовано в то время. Год отработал в Абдулинском энергоучастке Уфимской железной дороги. А в августе 1958 года Покалюхина направили в Рязанский участок энергоснабжения на тяговую подстанцию Алпатьево, где он стал мастером. Там же взяли на работу дежурным техником и его супругу Викторину Григорьевну, с которой познакомился в Тамбове.
«На участке Голутвин – Рязань велась тогда подготовка подстанций к приёму электронапряжения, – рассказывает Олег Викторович. – Дело было новое, интересное, хотя не обходилось без трудностей. А в декабре на этом участке уже было открыто регулярное движение поездов на электротяге».

В марте 1959 года Олег Викторович был переведён на должность энергодиспетчера, в то время шла подготовка к пуску электрификации участка на восточном направлении Рязань – Кустарёвка.
«Выезды на линию для изучения и ознакомления с каждой крупной станцией и тяговыми подстанциями были для нас, энергодиспетчеров, обязательными, – вспоминает ветеран. – Зная их расположение, обстановку на местах, легче было управлять работой линейных цехов. А с января 1960 года и на этом восточном участке началось постоянное движение поездов на электротяге».

В 1964 году Олег Викторович приступил к ещё более ответственной работе – его назначили старшим энергодиспетчером. В то время были развёрнуты строительно-монтажные работы по электрификации участка Рязань – Ряжск, который был открыт для движения поездов на электротяге в январе 1966 года.

Почти четверть века, с 1969 по 1993 год, до самого выхода на пенсию Олег Викторович работал в должности заместителя начальника Рязанского участка энергоснабжения. При его активном участии многое удалось сделать по модернизации контактной сети, совершенствованию технологий, оптимизации трудоёмких работ.
«Мы успешно сотрудничали с лабораторией контактной сети Московской и Куйбышевской дорог, активно обменивались опытом с другими энергоучастками. Это было интересно и давало хорошие результаты в деле повышения надёжности контактной сети», – говорит Олег Викторович.

Дома у него хранятся медали, которыми он был награждён как участник войны, знаки отличия за трудовые заслуги. В домашнем архиве ветерана множество театральных программок – из Большого тетра, Мариинского, Московского театра оперетты и других. До карантина Олег Викторович старался не пропускать ни одного концерта в Рязанской филармонии, до недавнего времени ежегодно ездил на пару недель в Санкт-Петербург насладиться театральной жизнью Северной столицы. Музыка, по признанию ветерана, по-прежнему вдохновляет его и держит в тонусе. Сохранить хорошую форму и бодрость духа помогают гимнастика, пешие прогулки и походы в бассейн. Поэтому сейчас Олег Викторович очень ждёт, чтобы карантин поскорее закончился.

Фото из личного архива
Олега Викторовича Покалюхина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31