27 ноября 2021 03:29

фото: Татьяна Глыва

От Рыбного до Берлина

Колонна паровозов особого резерва № 13 продвигалась вместе с фронтом – под бомбёжками и по восстановленным на скорую руку путям

Судьба воинских перевозок во многом решалась теми, кто восстанавливал паровозы и прорывался на них к фронту через вражеский огонь.
В небольшом музее локомотивного депо Рыбное есть раздел, посвящённый трудовому подвигу деповчан во время Великой Отечественной войны. Об их беспримерном мужестве и отваге можно прочитать и в книге «Электровозы уходят в рейс», изданной в 2005 году за авторством Ивана Кожина – краеведа, человека, посвятившего большую часть своей жизни преподаванию истории в железнодорожной школе на станции Рыбное, и создателя в 1976 году музея в локомотивном депо Рыбное. Работая над книгой, Иван Иванович обращался к материалам Государственного архива Рязанской области и воспоминаниям своих земляков-железнодорожников.


Поднимали паровоз из ремонта за 24 часа

Эшелон с боевыми самолётами перед отправкой на фронт (1944 год)
Поезда с воинскими грузами в 1941–1942 годах шли через станцию Рыбное сплошным потоком
К осени 1941 года основной поток воинских грузов шёл к Москве преимущественно через станцию Рыбное. Из 11 дорог, связывавших столицу с восточными и юго-восточными районами страны, семь были перерезаны фашистами. Движение поездов к фронту проходило только по линиям, выходившим на Горький, Казань, Рязань, Ярославль. Московско-рязанское направление приобрело тогда особое значение. В район Москвы, где шли ожесточённые бои и велась подготовка к контрнаступлению, с Урала и Сибири направлялось огромное количество войск и боевой техники.

Все перевозки железнодорожники обеспечивали при непрекращающихся налётах немецко-фашистской авиации. Есть в музее газета военных лет, где говорится, что с 29 октября по 5 ноября 1941 года фашистская авиация совершила на станцию Рыбное пять массированных налётов. От бомб возникали пожары, горели шпалы, паровозы, разрушались пути, гибли люди. Но стоило только немецким самолётам повернуть на запад, как тут же выходили на работу ремонтные бригады. Они быстро устраняли последствия вражеских бомбардировок, обеспечивая бесперебойное движение поездов.

Направление Москва – Рязань было сильно перегружено. Поезда шли один за другим, голова одного состава буквально упиралась в хвост впереди идущего. Минимально допустимое расстояние между ними было 300 м. Ночная маскировка исключала освещение, прожекторов не было, звуковые сигналы запрещались, светофоры едва светились. И в таких условиях паровозные бригады депо Рыбное не допустили ни одного случая столкновения поездов.

Один из лучших машинистов депо Рыбное Александр Ильич Лялин, который осенью 1941 года участвовал в перевозке воинских частей и техники 10-й армии генерала Ф.И. Голикова, впоследствии рассказывал: «На фронте не был, а пороху понюхать пришлось немало. Не раз приходилось быть под бомбёжками. А вы знаете, это ведь мы привезли танки, которые погнали немца из-под Рязани, прямо с платформы они и пошли в бой и погнали проклятых врагов. Значит, вовремя привезли подкрепление».

В паровозном депо Рыбное остро не хватало квалифицированных кадров – многие рабочие, особенно из ремонтных цехов, ушли на фронт или в спецформирования. Отсутствовали необходимые материалы, не хватало запасных частей и станков для их изготовления. Но эти трудности преодолевались благодаря сплочённой работе коллектива.

Уже в первые месяцы войны ремонтные бригады депо восстановили 17 паровозов серии ФД, повреждённых вражеской авиацией. И затем ежемесячно производили выпуск паровозов из подъёмочного ремонта в рекордно сжатые сроки – за 24 часа, быстро и эффективно выполняли и другие виды ремонта. Судьба перевозок в большой степени решалась теми, кто восстанавливал паровозы.

Отличных результатов добивалась в депо комсомольско-молодёжная бригада ремонтников, которую возглавлял Яков Степанович Комиссаров. Лучшие слесари выполняли дневное задание на 250–300%, производительность труда на предприятии в мае 1942 года составила 188% к плановому заданию, в июне – 197%, за этот период число стахановцев возросло со 106 до 193 человек.

Серьёзной рабочей силой в депо становились женщины. Скупые архивные сводки рассказывают, что на ремонте паровозов отлично работали слесари А. Сидорова, А. Гусева, К. Гусева. В паровозных бригадах было 38 женщин, среди них машинисты Феоктистова, Филина, Сокольцева, помощники машиниста Савина, Сошникова, Климушкина, поездные кочегары Короткова, Тимофеева, Филатова.


Вслед за фронтом

В октябре 1942 года в паровозном депо Рыбное была организована колонна паровозов особого резерва (ОРКП) № 13 Народного комиссариата путей сообщения. Такие формирования предназначались для доставки поездов с воинскими грузами непосредственно к линии фронта. Это была особая форма эксплуатации подвижного состава, при которой обеспечивались высокая манёвренность, возможность сосредоточения перевозочных средств в районах массовых воинских перевозок, способность работать в отрыве от локомотивных депо и ремонтных баз.

В ОРКП выделялись всегда строго однотипные паровозы, чтобы обеспечивать их быстрый ремонт силами паровозной бригады. Каждый локомотив мог проходить по восстановленным на скорую руку путям и проводить по ним к фронту типовые 15-, 20-, 25-вагонные эшелоны со снарядами, запчастями, провиантом, техникой. Поскольку колонны не были привязаны к депо, они перемещались сразу вслед за «своим» фронтом, который таким образом обретал мобильность и устойчивое снабжение.

К каждому паровозу колонны прикреплялась комплексная бригада из 13 человек – две паровозные бригады и две кондукторские, два поездных вагонных мастера и проводницы вагона-теплушки, в котором жили железнодорожники. И так, чередуясь, водили поезда на дальние расстояния. Личный состав таких колонн был приведён к воинской присяге. Железнодорожникам этих формирований выдавались оружие, военное обмундирование, они находились на казарменном положении.

20 декабря 1942 года ОРКП № 13 успешно справилась с первым заданием – при базировании в депо станции Грязи под постоянными бомбёжками перебросила танковую дивизию к Сталинградскому фронту. Не однажды рыбновские железнодорожники во время налётов авиации остроумно использовали рабочий выпуск пара, имитируя выход паровоза из строя, что особенно виртуозно делал машинист В.Я. Андросов. А когда вражеский самолёт улетал в полной уверенности, что достиг цели, паровоз снова трогался в путь.

Но нередко в рейсах происходили и трагедии. 18 марта 1943 года на станции Валуйки бомба попала в бак тендера паровоза № 2835, погибли четыре человека и четверо были тяжело ранены. А всего при исполнении служебных обязанностей во время работы колонны погиб 21 человек.

Многие работники получали ранения, но не покидали своих рабочих мест, люди находили в себе мужество и самообладание, чтобы выполнять задания. Так, 26 июля 1943 года во время налёта вражеской авиации был разбит последний вагон поезда с патронами, погиб старший машинист. Но люди, среди которых были раненые, сумели отцепить вагон с боеприпасами, вывели поезд из зоны бомбёжки на перегон, потушили пожар.

30 июля 1943 года гружённый минами поезд стоял на станции Беленихино Южной дороги. Налетели фашистские стервятники и начали бомбить. Загорелся восьмой с головы вагон. Под разрывами мин машинист Гордеев и главный кондуктор Боброва отцепили голову и хвост вагона, так были спасены уцелевшие мины в остальных вагонах. И подобных примеров было немало.

С августа 1943 по июль 1944 года ОРКП № 13 работала в районе станций Белгород, Харьков, Смородино, Полтава, Кременчуг, а с июля 1944-го обслуживала военные перевозки в Белоруссии. 10 марта 1945 года колонну направили в Польшу. Отсюда рыбновские железнодорожники через Познань и Франкфурт-на-Одере доехали до Берлина.


В тылу как на передовой

За успешное выполнение заданий по перевозкам оборонных и народно-хозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР начальник паровозного депо Рыбное Дмитрий Михайлович Вавилов был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а один из лучших машинистов – Александр Ильич Лялин – орденом Красной Звезды.

Факт, что машинист удостоен боевого ордена – Красной Звезды, которым награждались солдаты и офицеры Красной армии за мужество и отвагу, проявленные в боях за Родину, говорит сам за себя и означает самую высокую оценку труда всех работников паровозного депо Рыбное. Многие из них были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Как символ трудовой славы железнодорожников в суровые годы войны на территории депо Рыбное поставлен на вечную стоянку паровоз серии ФД № 20-500.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31