06 декабря 2021 02:17

Героиня-стрелочница

В марте исполнилось 100 лет Антонине Александровой – старшей стрелочнице военно-эксплуатационного отделения Калининской железной дороги, которая была одной из первых трёх железнодорожниц, удостоившихся звания Героя Социалистического Труда. Антонине Николаевне было тогда 23 года.
Антонина Александрова была в числе 127 железнодорожников, которым звание Героя Соцтруда было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года. Награду работникам МПС вручал в Кремле 20 ноября председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин.

Вот что 24 ноября 1943 года писал «Гудок» о церемонии награждения: «Вслед за наркомом (Лазарем Кагановичем) получает высшую награду старшая стрелочница А.Н. Александрова. Она представитель молодого поколения железнодорожников. Таких, как она, на транспорте сотни тысяч, и большинство из них пришло в дни войны. Её труд, её слава – пример для всей железнодорожной молодёжи. Эта 23-летняя отважная работница в грозное военное время проявила замечательную самоотверженность и силу воли, находчивость и смётку. При самых ожесточённых вражеских налётах не было случая, чтобы ей не удалось спасти составы с ценным грузом, быстро и умело рассредоточить вагоны по району станции. Героиня-стрелочница в минуты опасности работала и за составителя, и за сцепщика. Её хладнокровие и отвага воодушевляли всех».

Антонина Александрова родилась 20 марта 1920 года. Шестнадцатилетней девушкой она приехала из псковской деревни в Ленинград работать на железной дороге и устроилась на станцию Ленинград-Варшавский. Когда началась война, Антонина, несмотря на молодость, была уже опытным профессионалом – обслуживала шесть стрелочных постов, часто выполняла работу сигналиста и сцепщицы.

На станции Валдай военно-эксплуатационного отделения Калининской дороги Александрова работала старшей стрелочницей. Линия фронта проходила в 20 км. Антонина не отказывалась ни от какой работы, везде старалась быть первой. В составе ремонтных бригад участвовала в восстановлении разрушенных под бомбёжками путей, наряду с сильными молодыми путейцами поднимала и таскала рельсы, шпалы, работала лопатой.

Летом 1943 года к станции подошёл поезд с ранеными бойцами, а стрелка оказалась повреждённой. Рискуя жизнью, Антонина быстро устранила неисправность, и санитарный поезд пошёл по назначению.

Как-то после бомбёжки оказался разрушен участок пути, а на станцию вот-вот должен был прийти воинский состав. Антонина поставила заграждения и, чтобы как можно скорее предупредить машиниста, побежала к телефону. Девушка вовремя передала сигнал машинисту.

Антонина самоотверженно трудилась на скромном посту стрелочницы до конца 1944 года. Когда в скором окончании войны уже не было сомнений, железнодорожница согласилась отправиться на учёбу в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского. Но тяжёлая болезнь, пережитая в блокадном Ленинграде, контузии, тяжёлый труд в годы войны рано оборвали жизнь Антонины Николаевны. Она умерла через четыре года после Победы, 19 июля 1949 года. Было ей всего 29 лет. Но она оставила дочь – Ирину Марковну Василенко, которая тоже стала железнодорожницей и 40 лет проработала инженером-технологом в Информационно-вычислительном центре Октябрьской дороги.

Татьяна Александрович,
ведущий инженер ОЦНТИБ
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31