06 декабря 2021 02:47

Война на нашей станции

Юбилей Великой Победы напоминает нам о стойкости и самоотверженности лискинских железнодорожников, которые вместе со всей страной приближали день окончания Великой Отечественной войны.
С началом войны с востока на запад страны через станцию Лиски пошли транзитные воинские эшелоны, а также поезда, которые грузились в Воронеже и непосредственно в Лисках. Началась эвакуация людей, оборудования предприятий, запасов сельхозпродукции. Пошли эшелоны и с запада. Поток поездов по сравнению с довоенным увеличился в четыре раза.

Наряду с обычной своей деятельностью – обеспечением срочных перевозок – лискинские железнодорожники выполняли задания, связанные с обороной страны.

С августа 1941 года в Лисках начали оборудовать спецвагоны, в которых устанавливались зенитные орудия и пулемёты для защиты поездов от вражеской авиации в пути следования. В ноябре лискинские вагонники наладили ремонт военно-санитарных поездов. В Лисках были восстановлены 25 бронепоездов и бронедрезин. В паровозном депо Лиски отремонтировали пять бронепоездов подъёмочным ремонтом и два – оздоровительным. С декабря 1941-го по февраль 1942 года рабочие паровозного и вагонного депо оборудовали два бронепоезда для Юго-Западного фронта.

Железнодорожники трудились в условиях постоянных воздушных и артиллерийских налётов. Только за 1942 год на узел Лиски немцы сбросили 2600 фугасных и зажигательных бомб.

Важную роль в прифронтовой полосе играли паровозные колонны особого резерва. Была такая колонна и на станции Лиски. Руководивший колонной НКПС № 19 начальник Лискинского отделения паровозного хозяйства Александр Лысенко за бесперебойную доставку грузов был награждён орденом Красной Звезды, позже ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В самое горячее время в битве за Волгу по инициативе паровозника-комсомольца Ивана Носкова была создана колонна «За Сталинград» в составе 20 бригад. Семь из 10 паровозов, возивших грузы и людей к Сталинграду, вели лискинские паровозники. Лучшей была бригада комсомольца Носкова, который совершил 50 рейсов.

Прославился в те дни и машинист Иван Шурупов. Во время очередного рейса на Сталинград вражеский самолёт атаковал на перегоне поезд. Три осколка попали машинисту в голову, один в живот. Тяжело раненный машинист всё же смог привести эшелон к месту назначения.

Лискинские машинисты Степан Лабин и Григорий Фёдоров водили бронепоезда на участке Лиски – Харьков, прикрывая войска. За мужество и отвагу Фёдоров был посмертно награждён орденом Ленина, Лабин – орденом Красной Звезды.

Машинисты Будукин, Глухов, Бородин, Тормосов и другие бесперебойно водили эшелоны к фронту под беспрерывным огнём вражеской авиации.

Котельщики паровозного депо Шингарёв, Григорьев, Колегаев, Коровин выполняли за смену до пяти норм, производили ремонт в горячих паровозах.

Людмила Иванова,
хранитель фондов комнаты
исторического наследия
эксплуатационного локомотивного депо Лиски-Узловая

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31