04 декабря 2021 13:21

В маске и на почтительном расстоянии

Сегодня в Москве начнут работу некоторые промышленные предприятия и будут разморожены строительные объекты. На работу выйдут около полумиллиона человек. Это первый этап отказа от мер, ограничивающих действия жителей города. «Гудок» изучил опыт начала работы после карантина российских и зарубежных заводов.
Промышленный стандарт

Предприятия, которые возвращаются к нормальной работе по всему миру, фактически собираются придерживаться того же плана – обязательное ношение масок, социальная дистанция, предотвращение скопления людей, поголовное измерение температуры. Автомобильный завод Bentley в Великобритании 30 апреля объявил о запуске плана Come Back Stronger («Вернуться более сильным»), который назван «самым масштабным изменением в производственной жизни компании за всю её 100-летнюю историю». В соответствии с ним 11 мая началось поэтапное возобновление деятельности. Полностью восстановить производство планируется к 18 мая, последними на предприятие вернутся офисные работники. Согласно программе, будет реализовано «около 250 комплексных широкомасштабных мер по обеспечению гигиены и социального дистанцирования». Они коснутся всех сторон жизни работников – от дороги на работу и с работы до организации рабочих мест и перерывов. До 11 мая проводилась перепланировка производственных площадей для обеспечения дистанции в 2 м между работниками, организации односторонних проходов и разделения людских потоков. В офисах вводится посменный режим работы и устанавливаются защитные экраны между рабочими местами. Всех работников обяжут носить маски. «Пришло время, когда Bentley может начать постепенное контролируемое возобновление производства, одновременно превращая завод в максимально безопасное место», – заявил журналистам председатель совета директоров компании Эдриан Холлмарк.

Ещё один производитель автомобилей, компания Lamborghini, возобновил работу 4 мая. «Самое ценное для нас – безопасность наших сотрудников. Поэтому мы первыми из итальянских автопроизводителей прекратили работу», – заявил председатель совета директоров Lamborghini. Он также сообщил, что в Lamborghini будут отслеживать ситуацию с развитием эпидемии и в случае необходимости пересмотрят набор профилактических мер. Тем не менее глава компании полон оптимизма и уже назначил дату виртуальной презентации новой модели Lamborghini.

К слову, российский АВТОВАЗ возобновил работу конвейера ещё 13 апреля. Как сообщила пресс-служба завода, предприятие полностью подготовилось к перезапуску с соблюдением санитарных правил. Все цеха, офисы, оборудование и инструменты продезинфицированы, а сотрудников обеспечили масками. На проходных, в рабочих зонах, столовых, зонах отдыха и в местах общего пользования нанесли разметку для поддержания безопасного расстояния. В столовых изменили схему рассадки и раздачи. При необходимости корректируется скорость конвейера. Также на АВТОВАЗе сместили время начала рабочих смен, чтобы избежать больших скоплений работников как на территории предприятия, так и в транспорте, доставляющем их на работу и домой. Соответственно были скорректированы расписания автобусов, графики работы детских садов и столовых.

Схожие меры были предприняты на тех предприятиях, которые и не прекращали работу даже во время объявленных президентом нерабочих дней. Например, в компании «Фосагро» весь персонал, который поддерживает непрерывный цикл производства, проходит измерение температуры тела бесконтактными термометрами, сообщили в компании. Чтобы не создавать заторов, проходные оснастили потоковыми тепловизорами. Работникам компенсируются расходы на бензин при пользовании личным автотранспортом. Также принимаются меры по соблюдению социальной дистанции: на проходных интервал между людьми составляет не менее 1,5 м.
«Первое, что мы сделали, – организовали измерение температуры для всех сотрудников и посетителей, входящих или въезжающих на территорию предприятия», – рассказывает менеджер по охране труда и совершенствованию бизнес-процессов завода «Хухтамаки СНГ» Алексей Филимонов. Компания производит упаковку для пищевых продуктов. Главный упор в «Хухтамаки» сделали на тотальную санобработку. Дезинфицируются все помещения, рабочие поверхности, ручки дверей, санузлы и т.д. Периодичность – от двух раз в день для офисных помещений до ежечасной дезинфекции рабочих поверхностей на производстве. Также проводится дезинфекция рук – при каждом входе на производство и в течение смены каждый час.

Кроме этого всем сотрудникам выдаются медицинские маски, но пока их ношение – дело личного выбора. Маски, а также перчатки и очки обязательны лишь для сотрудников, которые контактируют с другими людьми, например водителей и курьеров. «Дистанцирование на нашем производстве предусмотрено технологическим процессом, тем не менее всем сотрудникам рекомендовано соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 м друг от друга в местах общего пользования», – подчёркивает Алексей Филимонов. Для сведения контактов к минимуму организована бесконтактная передача смен. Весь промышленный персонал, без которого можно обойтись, отправлен в оплачиваемые отпуска, а офисные работники переведены на удалённый режим работы.


Глазами работника

В целом можно говорить о том, что крупные компании быстрее и эффективнее имплементируют практики, препятствующие распространению коронавирусной инфекции среди сотрудников. Проведённый в конце марта консалтинговой компанией EY опрос среди 72 крупнейших компаний России показал, что все они уже к тому времени успели принять соответствующие меры. Так, 86% работодателей измеряют температуру, 93% – предоставили средства дезинфекции, 53% – обеспечили масками, а 25% компаний даже оплачивают сотрудникам такси, чтобы они не пользовались общественным транспортом по дороге на работу и домой.

Также широкое распространение получили такие практики, как перевод части или всех сотрудников на удалённую работу (к нему прибегли 97% работодателей), отмена командировок (82% организаций), ограничение или полная отмена личных встреч с клиентами и контрагентами (74%). Большинство участников опроса (90%) заявили, что их информационная система в основном готова к переводу сотрудников на «удалёнку», ещё 32% – что располагают инструментами для удалённого мониторинга и учёта рабочего времени персонала.

В глазах работников ситуация выглядит несколько иначе. Практически одновременно с опросом работодателей портал Rabota.ru собрал мнения работников о принимаемых их руководством профилактических мерах. Из 4 тыс. участников 85% заявили, что продолжают ходить на работу. Лишь 3% сообщили о переходе всего штата компании на удалённую работу из дома.

Сейчас Роструд проводит большое исследование «Работа в период пандемии коронавируса». Опрос среди посетителей портала «Работа в России» продлится с 25 марта по 21 мая. Согласно промежуточным результатам, 47,9% из 8889 респондентов заявили, что их наниматели не приняли вообще никаких мер для профилактики коронавирусной инфекции у сотрудников. Ещё 65% респондентов сообщили, что их руководство не приняло никаких дополнительных мер для организации работы в нынешней неблагоприятной эпидемиологической обстановке. И только 18% рассказали, что руководство организовало удалённую работу большинства сотрудников.

Дмитрий Коптев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31