03 декабря 2021 07:02

фото: Анатолий Шулепов / ИД «Гудок»

Пора учиться

Для эффективной подготовки кадров необходимо участие работодателя

Компании предъявляют повышенные требования к сотрудникам – они должны обладать универсальными знаниями и при этом понимать специфику отраслевых задач. Главным навыком становится умение учиться. О том, как сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, шла речь на панельной дискуссии «Будущее, которое уже наступило» Московского международного салона образования – 2020, который состоялся в режиме онлайн в конце апреля. В мероприятии приняли участие представители образовательного сообщества и бизнеса, в том числе ОАО «РЖД».
Участники дискуссии уверены – в образовательном процессе работодателю отводится одна из ведущих ролей. Он, с одной стороны, диктует требования к будущим профессионалам, а с другой – определяет, кого направлять на обучение. «Важная задача для работодателя – сформировать воронку профориентации и отобрать тех, кому дать направление на целевое обучение, – рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – В компании должна быть выстроена не только система прогнозирования и планирования, учитывающая потребность в будущих работниках, но и система отбора и тестирования тех, кто направляется на обучение. В частности, в ОАО «РЖД» для студентов-целевиков вводится оценка ментальных особенностей и склонности к точным наукам».

По словам Александра Збарского, сегодня активно формируется новая сфера деятельности – University Relations (UR), или взаимодействие с университетами. UR – это принципиально новая экосистема горизонтальных взаимоотношений по линии работодатель – вуз, направленная на взаимное удовлетворение потребностей бизнеса и университетов. ОАО «РЖД» является пионером на этом пути.
«В основе отраслевой системы UR находится Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетским комплексом железнодорожного транспорта, подписанная в январе этого года, – рассказал Александр Збарский. – Среди первоочередных мероприятий – инвестиции в обновление учебной инфраструктуры вузов, формирование привлекательного HR-бренда компании в студенческой среде, развитие вузовских преподавателей за счёт системы стажировок и обучения на базе Корпоративного университета РЖД, а также внедрение системы оценки знаний студентов и создание для них индивидуальных траекторий развития, внедрение новых образовательных программ. Немаловажную роль отводим включению в попечительские и наблюдательные советы вузов руководителей компании».

Для реализации программы на базе Российского университета транспорта (МИИТ) создан проектный офис, который обеспечит координацию взаимодействия вузов и компании.

Как отметила ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная, работодатели сейчас отдают предпочтение профессионалам, обладающим «мягкими» навыками, а именно цифровыми (дизайн-мышлением), когнитивными (системным, креативным, критическим мышлением), социальными (умением общаться, сотрудничать), эмоциональными (умением управлять собой, эмоциональным интеллектом). «Корпоративные университеты должны делать упор на развитие именно этих навыков, потому что в классических учебных заведениях им уделяется мало внимания», – подчеркнула Валерия Заболотная.

Разработчики онлайн-программ корпоративных университетов должны прилагать немало усилий и креатива, чтобы пользователи не прерывались на полпути из-за отсутствия интереса, уверена директор Корпоративного университета МТС Оксана Фетисова.
«Онлайн-обучение, состоящее исключительно из видеокурсов и вебинаров, неэффективно, – уверена она. – Процент их полного прохождения очень низок из-за того, что люди не умеют учиться. Надо понимать, что для самостоятельного обучения нужны высокая осознанность и дисциплинированность, а также навыки планирования и управления вниманием. Мы режем обучающие программы на мини-уроки, каждый из которых включает лекции, интерактивные задания, видео, ссылки на полезные материалы. Только так можно побудить пользователей пройти курс до конца».

По словам Оксаны Фетисовой, одна из самых распространённых ошибок при создании образовательной онлайн-программы – незнание целевой аудитории. «Универсальные программы не работают. Нельзя обогащать слушателей знаниями по одной схеме, ведь все люди разные, с разной базовой подготовкой. Поэтому каждую программу необходимо модифицировать на разные уровни сложности», – считает она.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31