05 июля 2020 16:33

фото: Evraz.com

Колёс хватит всем

Отечественные предприятия продолжают развивать производственные мощности для обеспечения потребностей внутреннего рынка

В предыдущие годы, и особенно в 2019-м, российский рынок испытывал дефицит цельнокатаных колёс для изготовления и ремонта железнодорожного подвижного состава. В разные периоды дефицит достигал от 200 до 400 тыс. колёс. Резкий рост потребления железнодорожных колёс связан с многолетним отложенным спросом, поскольку ранее на рынке активно использовались колёса от утилизированных вагонов.

Валентин Гапанович, президент НП «Объединение производителей железно­дорожной техники»
Массовое использование колёс с низким остаточным ресурсом от повторного применения в совокупности с подъёмом спроса на новое вагоностроение образовали дефицит, который усилился с ростом отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по толщине гребня после перехода на беспристрастный автоматический контроль технического состояния грузовых вагонов. В результате традиционно достаточные мощности двух российских заводов – ЕВРАЗ НТМК и Выксунского металлургического завода (ВМЗ) – оказались недостаточными для удовлетворения пикового спроса. Для покрытия возникшего дефицита пришлось задействовать зарубежных поставщиков.

Дефициту колёс способствовали и производственные предпосылки 2018 года. Российскими предприятиями было изготовлено для внутреннего рынка 1 млн 320 тыс. колёс, также поставлено на рынок 130 тыс. колёс производства ПАО «Интерпайп НТЗ» (Украина). Таким образом, совокупно было поставлено 1 млн 450 тыс. колёс. При этом в 2018–2019 годах наблюдался высокий рост производства новых вагонов, а потребность в цельнокатаных колёсах для нужд ремонта оценивалась более чем в 1 млн. Помимо этого Евразийская экономическая комиссия для выравнивания конкурентных условий на российском рынке повысила в 2018 году антидемпинговые пошлины для предприятий Украины до 34,22%.

Для разрешения ситуации с дефицитом цельнокатаных колёс во второй половине 2019 года отечественные производители АО «ВМЗ» и АО «Евраз НТМК» значительно увеличили объёмы производства для нужд предприятий РФ. Помимо этого был введён мораторий на антидемпинговые пошлины в размере 34,22% для украинского производителя ПАО «Интерпайп НТЗ» до 1 июня 2020 года, предоставлены квоты на производство и поставку цельнокатаных колёс предприятиям Китайской Народной Республики, также увеличились объёмы поставок казахстанского ТОО «Проммашкомплект». В этой связи российские производители обеспечили рост производства на имеющихся производственных площадях и осуществляли меры по наращиванию мощностей.

Так, в 2019 году за счёт операционных улучшений и капитального ремонта производственного оборудования на НТМК повысилась производительность колёсопрокатного стана, продажи всех колёс были сфокусированы до 95% на удовлетворении потребностей только отечественных потребителей. В этом году на НТМК завершится наладка шестой автоматизированной линии со станками для работы в автоматическом режиме по полнопрофильной обработке колёс. Это даст прибавку к имеющейся мощности плюс 65 тыс. колёс. В результате по итогам 2019 года изготовлено и поставлено для нужд вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий РФ 1 млн 780 тыс. 216 цельнокатаных колёс. В разрезе по предприятиям объём поставок колёс выглядит следующим образом: АО «ВМЗ» – 920 612 колёс, АО «ЕВРАЗ НТМК» – 480 173, ПАО «Интерпайп НТЗ» – 232 758, Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd. – 76 765, ТОО «Проммашкомплект» – 36 207, Maanshan Iron and Steel Company, Ltd. – 33 701.

Структура потребления цельнокатаных колёс в 2019 году выглядела следующим образом: машиностроительными заводами России изготовлено 79 054 грузовых вагона, 897 пассажирских вагонов, 885 единиц моторвагонного подвижного состава, 841 единица специального подвижного состава, 522 путевые машины. Итого для вновь построенного подвижного состава использовано 657 592 цельнокатаных колеса. Вагоноремонтным предприятиям РФ всех форм собственности поставлено около 1 млн 71 тыс. колёс. Баланс их производства и потребления в РФ по итогам 2019 года показал профицит в объёме 51 624 колеса, которые были использованы в производстве 2020 года.

По прогнозным планам производства нового подвижного состава в 2020 году потребность для машиностроительного комплекса России в цельнокатаных колёсах составит 505 224 единицы. По данным ОАО «РЖД» и оценкам ИПЕМа, производство в 2020 году составит: 60 тыс. грузовых вагонов; 950 пассажирских вагонов; 829 единиц моторвагонного подвижного состава; 850 единиц специального подвижного состава; 524 единицы путевой техники. Потребность вагоноремонтных предприятий в 2020 году, по предварительным оценкам, составит около 1 млн 200 тыс. единиц. По планам металлургических предприятий стран Евразийского экономического союза произведут в 2020 году 1 млн 650 тыс. цельнокатаных колёс.

В итоге, по оценкам НП «ОПЖТ», в 2020 году с учётом переходящего остатка баланс цельнокатаных колёс будет нулевым. Вместе с тем при необходимости объём поставок может быть увеличен за счёт планируемого в текущем году повышения производственных мощностей на АО «ЕВРАЗ НТМК» и ТОО «Проммашкомплект».

Уже сейчас можно сделать вывод о том, что в 2020 году участники рынка не будут испытывать нехватки цельнокатаных колёс. Несмотря на очевидное снижение спроса в странах колеи 1520 на колёса, в 2020 году отечественные предприятия продолжают развивать производственные мощности для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Для гибкого и надёжного удовлетворения российских потребностей в колёсах НТМК планирует строительство второго колёсопрокатного стана на производстве в особой экономической зоне «Титановая долина», расположенной в Свердловской области. По сути, это завод с полным циклом, которому потребуется лишь непрерывно-литая заготовка, возможности по производству которой имеются на основной производственной площадке НТМК. Мощность планируемого производства на первом этапе к 2022 году составит 200 тыс. колёс с возможностью увеличения до 300 тыс. В зависимости от развития трендов внутреннего потребления колёс может быть реализована переориентация на экспорт колёс в США и Европу, где образовался неудовлетворённый спрос в результате фокусирования поставок на внутренний российский рынок. Опыт гибкого производства в зависимости от требований рынков традиционные российские поставщики колёс приобрели ещё в 2009–2012 годах.

Завод ТОО «Проммашкомплект» – предприятие в Экибастузе – освоил производство колёс диаметром от 700 до 1260 мм. Производственная мощность составляет 200 тыс. единиц готовой продукции в год. К концу 2020 года планируется увеличение производственного потенциала до 300 тыс. колёс в год. Завод оснащён современным оборудованием ведущих производителей мирового уровня. Вся продукция сертифицирована в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза (ТС). Освоено нанесение маркировки методом холодного клеймения. Целевыми рынками являются рынки стран ТС.

При средней ежегодной потребности предприятий Российской Федерации в 1 млн 700 тыс. колёс совокупные мощности АО «ВМЗ» и АО «ЕВРАЗ НТМК» уже начиная с 2022 года позволят обеспечить в полном объёме внутренний рынок без привлечения дополнительных поставок из-за рубежа.

Текущие тренды объёма перевозок, прогнозы экономического развития свидетельствуют о прогнозируемом снижении потребности в колёсах для подвижного состава не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В этих обстоятельствах чрезвычайно важно обеспечить сбалансированное развитие отечественного производства цельнокатаных колёс. Это приведёт не только к конкурентному улучшению качества и обоснованному снижению цен по законам насыщения рынка, но и к поддержанию минимально необходимого спроса на окупаемом уровне.

В такие периоды важно обеспечить повышение уровня технического состояния подвижного состава по индикаторам средних величин толщины гребня и обода. Это будет способствовать сохранению накопленного высокотехнологичного производственного потенциала, который, безусловно, будет востребован в новом экономическом цикле динамичного развития. Одними из инструментов снижения затрат при производстве и текущем содержании колёс, повышении их надёжности в эксплуатации являются актуализация и совершенствование нормативно-технической документации.

НП «ОПЖТ» совместно с производителями ведёт работу по снижению себестоимости поставляемой продукции. Так, в ходе проводимого публичного обсуждения проекта Изменения № 1 к ГОСТ 4835-2013 «Колёсные пары железнодорожных вагонов. Технические условия» ВНИЦТТ было предложено дополнить п. 4.3.8 ГОСТ 4835-2013 абзацем, допускающим не окрашивать колёсные пары по требованию заказчика, кроме мест сопряжения ступицы колеса с подступичной частью оси; мест сопряжения ступицы тормозного диска со средней частью оси; мест сопряжения лабиринтного/упорного кольца с предподступичной частью оси.

Это позволит снизить затраты на окраску колёсных пар как при новом формировании, так и при ремонте. В эксплуатации в соответствии с требованиями руководящего документа ВНИИЖТ 27.05.01-2017 при текущем ремонте колёсных пар проводят ультразвуковой и магнитно-порошковый контроль колёс и осей. Для этого с проверяемых поверхностей снимают лакокрасочное покрытие (ЛКП). После текущего ремонта колёсная пара не окрашивается и эксплуатируется без ЛКП. При среднем и капитальном ремонтах колёсных пар производят окраску только мест сопряжения колёс с осью и лабиринтных колец с осью.

За счёт средств организаций – членов НП «ОПЖТ» в 2019 году разработаны и утверждены три стандарта, устанавливающих и уточняющих требования к колёсам и колёсным парам. Цель стандартов – увеличение их прочности, срока службы, обеспечение безопасности движения и повышение качества проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта подвижного состава. В том числе изменение № 1 ГОСТ 10791-2011 «Колёса цельнокатаные. Технические условия». Целью обновления ГОСТ 10791–2011 являлись учёт в положениях стандарта предложений ОАО «РЖД» и ряда заводов-изготовителей в части включения технических требований к способу маркировки цельнокатаных колёс локомотивов и моторвагонного подвижного состава в холодном состоянии, уточнения требований к термической обработке колёс с холодной маркировкой, к упрочнению дробью цельнокатаных локомотивных колёс и к проведению усталостных испытаний цельнокатаных колёс для определения предела выносливости. Также изменение № 1 ГОСТ 31537-2012 «Формирование колёсных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава тепловым методом. Типовой технологический процесс». Целью обновления ГОСТ 31537-2012 являлось расширение номенклатуры антикоррозионных покрытий осей колёсных пар при тепловом методе их формирования с установлением необходимых требований к технологическому процессу для обеспечения качества формирования колёсных пар, а также актуализация ссылочных нормативных документов и приведение в соответствие с другими нормативными документами. И наконец, ГОСТ Р 58612-2019 «Колёса составные железнодорожного подвижного состава. Технические требования к процессу сборки». Настоящий стандарт распространяется на составные (ходовые) колёса локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Стандарт устанавливает требования к процессу сборки бандажа и колёсного центра посредством бандажного кольца при изготовлении составных колёс колёсных пар и методы контроля качества сборки.

Совершенствование нормативно-технической документации под эгидой НП «ОПЖТ» и наращивание мощностей по производству колёс отечественными производителями создают условия для конкуренции с зарубежными поставщиками, а следовательно, и объективные предпосылки к снижению внутренних цен, усилению преимуществ таможенного пространства стран – участниц ЕАЭС.




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30