30 марта 2020 10:00

Как «Борис Петрович» бил врага

В экспозиции музея железнодорожной станции Курск есть раздел, посвящённый бронепоездам. Особое место в нём занимает история бронепоезда БП № 14, воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны.
Первый командир «Бориса Петровича» Владимир Морозов
К 40-м годам прошлого века ведущие армии мира получили в своё распоряжение боевую авиацию, в том числе дальнюю. Бронепоезда, с одной стороны, превратились в цель для воздушных асов. С другой стороны, они оказались практически незаменимыми средствами для противовоздушной обороны железных дорог.

В своё время Реввоенсовет Советской России специальным декретом определил качества, которыми должны обладать бойцы, принимаемые на службу в бронепоездные части: крепкое сложение при небольшом росте, нормальный слух, отличное зрение, крепкие нервы и твёрдость характера. Плюс – умение работать с техникой. Эти требования не потеряли свою силу в годы Великой Отечественной войны.

К началу войны Красная армия располагала 53 бронепоездами. Кроме того, в ведении НКВД находились ещё 25 бронированных паровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 33 моторных броневых вагона и 7 броневых автомобилей на железнодорожном ходу. Наш рассказ об одной из таких «стальных крепостей».

Бронепоезд БП № 14 в народе называли только по имени-отчеству. Борис Петрович – и не иначе. Его построили в Курске, в мастерских западного паровозного депо, в самые тяжёлые дни начала войны – в октябре 1941 года. Немцы взяли Орёл, рвались к Курску, а рабочие методично прилаживали броневые листы к паровозу. Только вышла из депо новенькая стальная твердыня – и сразу вступила в бой.

Действовал курский бронепоезд в районе станций Отрешково, Охочевка, Щигры, Черемисиново, на елецком направлении. Там и назвали его «Борисом Петровичем». Дело в том, что первым командиром этого бронепоезда был старший лейтенант Владимир Морозов. Выпускник физического факультета МГУ, он всю войну сражался на бронепоездах и стал в этом деле настоящим гроссмейстером.

Десятки бронепоездов гибли в неравных боях, от них остались только легенды. Но к концу войны в Советской армии действовало уже около 200 бронепоездов. Значит, они были необходимы. Шли к победе, не считаясь с пробоинами.

Фронтовая пресса не забывала о бронепоездах. Их романтический образ, связанный с героикой Гражданской войны, поддерживался и в годы Великой Отечественной.

Военкор и поэт Александр Безыменский в начале 1942 года побывал на «Борисе Петровиче» и рассказал о его экипаже в «Красной звезде»: «Машинист Кузьма Воробьёв – мастер своего дела, бронепоездной богатырь. Сколько раз он чинил под огнём тендер, затыкая отверстия конусными металлическими бородками. И помогала ему Мария Козьменькова, помощник машиниста, героическая женщина, вызывающая восхищение всего экипажа. Во всех самых трудных боях дежурила она и завоевала славу замечательного бойца».

В 1942 году Евгений Долматовский, тоже поэт и военный корреспондент, написал стихотворение, которое дорого каждому ветерану, воевавшему на бронепоездах. Если сейчас эти стихи забыты, то незаслуженно. В них и фронтовая, и тыловая правда. Ведь то, что деньги на бронепоезд собирали по копейке всем миром, – тоже не выдумка.

Над холодной равниною голой
Воздух рвётся, как полотно.
Пролетает снаряд тяжёлый,
В хате вздрагивает окно.

И комбат говорит спокойно,
На стекле отцарапав лёд:
«По фашистам из дальнобойной
Не «Борис ли Петрович» бьёт?»

И в ответ на слова комбата,
Очень тих и совсем далёк,
В небе утреннем синеватом
Паровозный поёт гудок.

Селянинович и Попович
Звались русские богатыри.
Богатырь наш «Борис Петрович»
Грозно стал на краю зари.

Дали это людское имя
Бронепоезду. В трудный час
Он орудиями своими
Защитит и поддержит нас.

Поезд строили в смену ночную
Паровозники-старики.
Обратились в броню стальную
Пионерские медяки.

И рубли хозяек домашних,
Что сбирал городок вдали,
Развернулись в стальные башни
И с огнём на врага пошли.

Вот он бьёт изо всех орудий,
И в лощинах меж зимних сёл
Узнают, улыбаясь, люди,
Что «Борис Петрович» пришёл.

Пусть когда-нибудь в славную повесть
Про геройский советский век,
Громыхая, войдёт бронепоезд,
Называвшийся как человек.


Александр Манжосов,
почётный железнодорожник, общественный корреспондент «МоЖ»
Пелагея Михайлова,
методист подразделения
по сохранению исторического наследия станции Курск
МЦНТИБ
Фото из архива
подразделения
по сохранению
исторического наследия станции Курск МЦНТИБ



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31