30 марта 2020 10:33

фото: АРХИВ ЖДЯ

Жизнь – железная дорога

Настойчивость и напористость руководства республики привели в Якутию стальную магистраль

Дмитрий Дмитриевич Трофимов – личность в Республике Саха (Якутия) во многом легендарная. Основатель и первый генеральный директор АО «АК «Железные дороги Якутии» сделал всё, чтобы в республике не просто появился, но и активно развивался этот вид транспорта. Дмитрий Дмитриевич, который сегодня является заместителем руководителя «Железных дорог Якутии», поделился с «Гудком» своими воспоминаниями о непростых временах становления железнодорожной отрасли в республике.
Дмитрий Трофимов, заместитель генерального директора АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»
– Дмитрий Дмитриевич, как получилось, что ваша жизнь оказалась связана с железной дорогой?
– В 1975 году, когда ещё только-только начал строиться город Нерюнгри, меня избрали первым секретарём Нерюнгринского горкома комсомола. Это было время начала строительства северной ветки БАМа Тында – Беркакит.
Мы встречали в Нерюнгри и провожали на БАМ трудовые отряды, решали их бытовые и производственные проблемы.
А 2 ноября 1976 года на границе Амурской области и Якутии бойцы отряда «Якутский комсомолец» и другие коллективы транспортных строителей уложили «золотое звено». С этого дня и началось железнодорожное освоение республики, открылась новая страница в развитии региона.
Ещё тогда, став свидетелем того, как появились первые километры рельсов на территории республики, я мечтал, что однажды на поезде смогу приехать в родной город – Якутск.

– А вы сами любите ездить на поезде?
– Очень! Я даже дважды ставил своеобразные рекорды по продолжительности маршрута по железной дороге. Так, в 1977 году со станции Тында на поезде доехал до Берлина, а в 1978 году – до Праги. Оба раза сопровождал на отдых строителей БАМа, которые работали в тяжелейших условиях. По времени это было десять суток, проведённых под стук колёс. Но это же была уникальная возможность увидеть страну во всей «длине и красе». В последний раз удалось из Тынды доехать по железке до Нижнего Бестяха.

– Если во времена СССР строительству железных дорог придавалось большое значение, то в 90-е годы прошлого века всё изменилось с точностью до наоборот. Однако в Якутии строительство всё равно продолжалось. Как это было возможным?
– Это был действительно сложный период в жизни страны. Все стройки, начатые в СССР, автоматически потеряли свой статус из-за отсутствия финансирования. И строить железную дорогу дальше было исключительно желанием республики. Тогда очень жёстко стоял вопрос – быть или не быть железной дороге в сторону Якутска.
Пользуясь случаем, хочется отметить роль руководителей республики: Гавриила Иосифовича Чиряева, Юрия Николаевича Прокопьева, Михаила Ефимовича Николаева, Вячеслава Анатольевича Штырова, Егора Афанасьевича Борисова, авторитет, напористость, патриотизм, дальновидность и политическая воля которых спасли эту стройку, подарив Якутии рельсы, а вместе с ними жизнь и экономическое развитие.
В 1993 году было создано Министерство по вопросам строительства Амуро-Якутской магистрали, руководить которым доверили мне. Оно стало заказчиком строительства железной дороги. Через два года министерство преобразовали в акционерную компанию «Железные дороги Якутии». Мы сразу вошли в дело, вплотную работая с федеральными ведомствами и понимая, что только железная дорога сможет повлиять на дальнейшее экономическое развитие республики и решить системные проблемы с доставкой грузов, которые до некоторых районов шли по полтора года на всех законных основаниях. Ведь были и такие времена, когда из-за обмеления Лены ГСМ доставляли на самолётах.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что железнодорожный транспорт, который может работать 365 дней в году по 24 часа в сутки, является одним из важных элементов транспортной системы республики. Он обеспечивает завоз жизненно необходимых для республики грузов и способствует реализации крупных инвестиционных проектов на территории Якутии.

– В это время в стране не было денег, месяцами не платили зарплату. Как вам удалось сохранить рабочий коллектив и энтузиазм?
– Рабочий класс очень требовательный, и здесь лозунгами и призывами не обойдёшься. Нас подкосило то, что прежних объёмов работы и льгот, которые полагались ранее, в то время уже не было. Да и в других регионах ребят не ждали. Везде была примерно одинаковая картина.
Но мы не бездействовали, изобретали и выкручивались как могли. Часть зарплаты выдавали деньгами, другую – изделиями из драгоценных металлов, третью – продуктами питания. Помню, как на 21 млн руб., в тех ещё ценах, привезли китайскую тушёнку и мы её всю раздали транспортным строителям. Многие до сих пор вспоминают, какой она вкусной была. Но всё же, я думаю, дух трудовых коллективов поддерживался ещё и патриотизмом, верой в своё дело.

– Как вы решали кадровый вопрос? И актуален ли он теперь для республики?
– Уже в 90-е годы была острая нехватка квалифицированных кадров. Помню, тогда министр путей сообщения России Геннадий Фадеев мне сказал: «Дмитрий Дмитриевич, вы берётесь за строительство большой железной дороги, поэтому в первую очередь позаботьтесь о будущих кадрах, а то некому будет на ней работать». Поэтому вопросу подготовки специалистов компания уделяет большое внимание буквально с первых дней создания, причём ставку делаем именно на местные кадры. И это несмотря на все трудности.
«Железные дороги Якутии» ежегодно отправляют ребят на целевой основе учиться в ведущие железнодорожные вузы страны. Так, с 1994 года в высших и средне-специальных учебных заведениях различным специальностям железнодорожной сферы по целевым договорам обучился 651 человек. Сегодня профессии за пределами республики получают более 80 ребят.
Более того, сейчас мы готовим новых специалистов уже со школьной скамьи: проводим в школах работу по профориентации и мероприятия, рассказываем об особенностях обучения, перспективах профессий.
Кстати, одни из первых выпускников-целевиков, пришедшие работать к нам, сегодня занимают руководящие посты в компании: Местников Алексей Александрович – заместитель генерального директора, Томилов Николай Александрович – начальник службы перевозок, Михайлов Василий Васильевич – заместитель руководителя Департамента транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Петров Михаил Павлович – начальник управления делами и многие другие. Так что наша железная дорога укрепляет и административный потенциал всей республики.

– И напоследок: что вы пожелаете пассажирам поездов?
– Хочу пожелать быть взаимовежливыми с работниками железной дороги. По статистике, поезда являются самым надёжным видом транспорта. И тысячи людей трудятся, чтобы обеспечить вам безопасность и комфорт в пути. Пусть вас сопровождают зелёный свет и безопасность.

Беседовал Сергей Каменев
Партнёрский материал


Справка «Гудка»
Дмитрий Дмитриевич Трофимов трудовую деятельность начал в 1973 году мастером-прорабом Нижне-Колымского СУ треста «Якутсельстрой».
С 1980 года является вторым секретарём Олёкминского РК КПСС, с 1984 по 1986 год. занимает должность заместителя заведующего отделом строительства Якутского ОК КПСС, с 1986 г. – первого секретаря Олёкминского РК КПСС.
В 1991 году назначен заместителем генерального директора «Якутстроя», в 1993 году становится министром созданного Министерства по делам Амуро-Якутской магистрали в г. Якутске. В 1995 году, когда министерство преобразуется в АО «Железные дороги Якутии», Трофимов избирается президентом, а затем – генеральным директором ОАО АК «ЖДЯ».
Заслуженный строитель РФ, почётный транспортный строитель РФ, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия). Почётный гражданин Республики Саха (Якутия).


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31