26 сентября 2020 20:54

фото: Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Ментор по должностной инструкции

Должность наставника в классификаторе профессий отсутствует, но есть прецеденты, когда менторские обязанности зафиксированы в должностной инструкции работника. Так, в задачи машиниста-инструктора локомотивных бригад входит обучение малоопытных машинистов, а также контроль выполнения ими должностных обязанностей.
В Дирекции тяги ОАО «РЖД» наставничество является неотъемлемой частью технологического процесса. Под руководством машинистов-инструкторов начинают свою профессиональную деятельность молодые специалисты, которые решили стать машинистами локомотивов.

Приказом начальника локомотивного депо за локомотивными бригадами, объединёнными в колонну (их количество устанавливается с учётом специфики работы депо, но не может быть более 50), закрепляется наставник – машинист-инструктор. Как рассказал «Гудку» ведущий инженер службы безопасности движения Дирекции тяги ОАО «РЖД» Евгений Шлыков, должностные обязанности машиниста-инструктора раскрыты в распоряжении от 9 апреля 2018 года № 707р «Об утверждении Положения о машинисте-инструкторе локомотивных бригад Дирекции тяги». Так, наставник должен иметь 1-й или 2-й класс квалификации, стаж работы в должности машиниста локомотива не менее трёх лет, а также определённые личностные качества – ответственность, отзывчивость, общительность, терпение, чувство такта, способность к воспитательной работе.
«Только при наличии всех этих качеств у наставника можно рассчитывать на качественную подготовку работника в период его стажировки», – говорит заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» по кадрам и социальным вопросам Игорь Кубарев.

Процесс обучения будущих машинистов длится до трёх месяцев. Если стажёр ранее имел опыт работы машинистом локомотива в ОАО «РЖД» и перерыв в его работе составил менее трёх лет, то по ходатайству прикреплённого машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки стажёра до двух месяцев.

Обучение кандидата в машинисты проводится по специальной программе и согласно графикам, которые разрабатываются в каждом депо с учётом местных условий.

За время обучения машинист-инструктор помогает стажёрам изучить нормативную документацию, техническо-распорядительный акт железнодорожной станции обслуживаемых участков и порядок действий в нестандартных ситуациях. Дополнительно изучаются особенности работы в зимний период по программе первозимника.

Изучение и проверка практических навыков знаний кандидата в машинисты проводится на тренажёрах и действующих локомотивах.

По словам машиниста-инструктора эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской дирекции тяги Сергея Луцевича, очень многое в процессе подготовки зависит от желания стажёров учиться.
«Я работаю в должности машиниста-инструктора с 1996 года. За это время помог освоиться в профессии машиниста более 50 молодым специалистам. Когда видишь результат своей работы, тогда просыпается желание трудиться ещё больше, – говорит Сергей Луцевич. – Когда я был ребёнком, то посещал Детскую железную дорогу, где у меня были очень хорошие наставники. Именно они помогли мне определиться с будущей профессией. Очень надеюсь, что для своих ребят-стажёров я стал таким же профессиональным наставником».

К концу обучения машинист-инструктор проводит проверку знаний стажёра. Если кандидат в машинисты проходит её успешно, то наставник выдаёт ему письменную рекомендацию и ведёт его на собеседование к начальнику депо и заместителю начальника депо по эксплуатации. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр. После этого издаётся приказ о назначении кандидата на должность машиниста локомотива.

Дарья Чикиркина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31