26 сентября 2020 20:19

фото: Галина Мостипан / ИД «Гудок»

Знак отличия

Секрет успеха хорошего наставника – относиться к стажёрам как к коллегам

С 2019 года опытным железнодорожникам, активно занимающимся наставнической работой, присваивается звание «Наставник ОАО «РЖД». В прошлом году звания были удостоены 82 работника на всей сети. В этом году его получили пять наставников, в их числе дежурный по железнодорожной станции Старый Оскол Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Наталья Ширяева. В беседе с «Гудком» она раскрыла секреты своего подхода к наставничеству.
Наталья Ширяева, дежурный по железнодорожной станции Старый Оскол Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением ОАО «РЖД»
– Почему вы решили стать наставником?
– Около 10 лет назад мой руководитель начальник станции Старый Оскол Юрий Чепелев предложил мне попробовать себя в качестве наставника. Мне показалось интересным примерить роль педагога и проверить, смогу ли я чему-то научить другого человека, передать ему свой опыт, навыки. Хотелось помочь молодым ребятам избежать ошибок, которые когда-то совершала я в процессе профессионального становления.

– С каким количеством молодых сотрудников вы успели поработать?
– У меня было восемь стажёров. В год получается
обучить одного, максимум – двух. После окончания стажировки я работаю с ними в смене ещё несколько месяцев.

– Поддерживаете ли вы связь с работниками, период стажировки которых закончился?
– В своё время у меня был очень хороший наставник – дежурный по станции Старый Оскол Антонина Николаевна Дурнева (сейчас она на пенсии). Помню, как по завершении стажировки частенько обращалась к ней за советом, и она никогда не отказывала. Поэтому и я стараюсь общаться со своими бывшими стажёрами, узнаю, как у них складываются дела, всё ли получается. А с теми ребятами, которые остались работать со мной на станции, мы и вовсе подружились, даже встречаемся семьями.

– Как проходит стажировка?
– Стажировки проходят в режиме рабочего времени – сразу за пультом. Стажёру обычно дают 28 смен (каждая длится 12 часов). После окончания стажировки необходимо сдать экзамен, затем мы работаем в паре ещё 6–10 практических смен, и только после этого стажёр становится самостоятельным работником и трудится в качестве дежурного по станции.

– В чём, на ваш взгляд, секрет успеха хорошего наставника?
– На самом деле никакого секрета нет. Нужно просто любить то, что ты делаешь, с уважением относиться к своим коллегам по работе и ученикам. Не нужно «давить» начинающих работников своим опытом, а, наоборот, набравшись терпения, помогать им в становлении в профессии. Я отношусь к стажёрам как к младшим коллегам, а они стараются выполнять всё, что я им поручаю.

– Технологии на железнодорожном транспорте постоянно совершенствуются. Где вы черпаете профессиональную информацию?
– На мой взгляд, каждый железнодорожник, считающий себя профессионалом, должен быть в курсе последних изменений в отрасли. А уж наставник тем более, ведь он должен не только сам постоянно совершенствоваться в профессии, но и доводить нужную и актуальную информацию до своих учеников. Источников профессиональной информации вполне достаточно – это инструкции, приказы, распоряжения. Кроме того, существуют обучающие программы для дежурных по станции, например, система дистанционного обучения ОАО «РЖД» «КАСКОР». Раз в квартал на компьютерном тренажёре мы отрабатываем практические навыки. К тому же у нас на станции два раза в квартал проходят занятия в учебном классе, на которых можно подтянуть свои знания. Обычно их проводят начальник станции и инженеры.

– В этом году вы были удостоены звания «Наставник ОАО «РЖД». Насколько это было неожиданно?
– Для меня это стало очень приятным сюрпризом. Я не ожидала, что за менторскую работу меня так высоко оценят, ведь, по сути, я не делала ничего сверхъестественного – просто делилась знаниями и опытом с начинающими железнодорожниками. А вообще моё самое большое достижение в наставнической работе – это то, что мои стажёры успешны в работе, а некоторые из них уже следуют моему примеру и тоже становятся наставниками.

– Как вы считаете, насколько важно для наставника признание его заслуг со стороны руководства? Может ли это служить дополнительной мотивацией заниматься менторской работой?
– Конечно, это очень важно. Внимание начальства мотивирует не только наставника, но и его подопечных к совершенствованию в профессиональной деятельности.

Беседовала Анастасия Дорожкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31