24 сентября 2020 07:24

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Собиратель паровозов и легенд

История железной дороги в моделях, марках, открытках и знаках

В клубе российских моделистов и любителей железных дорог есть человек, которого по-английски называют railfan или railbuff. Он коллекционер железнодорожных миниатюр, страстный собиратель железнодорожных реликвий, раритетов и исторических документов, связанных с железными дорогами и поездами, и автор собственного блога в «Живом журнале». Зовут его Михаил Маца, он яркий представитель сообщества людей, увлечённых ферроэквинологией (собирательное название хобби), связанных с железной дорогой. Почти за каждым экземпляром его огромной коллекции своя история или легенда.
– Михаил, говорят, что у вас одна из лучших в Европе коллекций моделей, сделанных в ГДР. Сколько в ней экземпляров?
– Да, считается одной из лучших. Сегодня в моей коллекции более 1000 экземпляров. Это немецкие модели за период с 1946 года по начало 1970-х годов. После войны в Германской Демократической Республике (ГДР) работали небольшие частные фирмы, которые производили железнодорожные модели. Позже их национализировали, и выпуск небольшой части этих моделей был продолжен на народных предприятиях, куда они влились, в частности на знаменитом PIKO. Самыми любимыми моделями вагонов долгое время были вагоны фирмы Schiht, купить в магазине их было невозможно, лишь пару раз в 60-х годах они появлялись на прилавке «Детского мира». Самой красивой и редкой считалась «Митропа ресторан» 1970 года выпуска. Она точная копия знаменитого вагона, в котором 11 ноября 1918 года на станции Ретонд французский маршал Фердинанд Фош принял капитуляцию Германии и было подписано Компьенское перемирие. У этого исторического вагона трагическая судьба: во Второй мировой войне именно в этом вагоне была подписана капитуляция Франции, после чего немцы разрушили мемориал в Компьенском лесу, а вагон вывезли в Берлин в качестве военного трофея. В 1945-м, незадолго до конца войны, он был уничтожен эсэсовцами – гитлеровцы опасались, что их во второй раз заставят подписывать капитуляцию именно в этом. После войны французские власти силами военнопленных восстановили мемориал в Компьенском лесу, а вот вагон маршала Фоша пришлось заменить копией.
Несколько лет назад я приобрёл железнодорожную цистерну немецкой фирмы Brawa в масштабе 1:160. Меня заинтересовала надпись DEROP. Мало кто знает в России сегодня, что так называлась советско-немецкая компания, торговавшая бензином и керосином в 20-е годы в Германии. Фирма была создана советским правительством при небольшом участии частного немецкого капитала, она быстро развивалась, за несколько лет сумела покрыть всю Германию сетью автозаправок и пунктов продажи керосина. У компании был собственный парк железнодорожных вагонов, бензовозов и машин по доставке керосина. Руководили DEROP советские граждане, а специалистами на местах были немцы. Когда к власти пришли национал-социалисты, у DEROP начались проблемы. В 1935 году советская компания перешла в собственность немецкой ARAL. Документальных свидетельств и артефактов осталось очень мало, война уничтожила почти все свидетельства работы советской компании, хотя и сегодня в Германии иногда можно встретить фирменные атласы DEROP.

– Почему с моделей поездов ваш интерес переключился на наградные знаки железнодорожников, жетоны и марки?
– Историей железных дорог и всем, что связано с поездами, я увлекся в начале 2000-х. Так, помимо моделей у меня появилась коллекция железнодорожных исторических ценностей периода ХХ века – литература, фотографии, открытки, билеты. Меня очень интересовал период немецкой оккупации советских территорий с железными дорогами. Много документов по этой теме до сих пор хранится в закрытых архивах. Марки с железнодорожной тематикой я собирал с детства, вместе с отцом, а вот к увлечению железнодорожными нагрудными знаками пришёл позже.

– Железнодорожная фалеристика стала вашей второй страстью. Какие раритеты есть в вашей коллекции железнодорожных орденов и медалей?
– Например, все знаки СССР «Почётный железнодорожник». Есть очень редкие знаки, например «Лучший машинист СССР» 1934 года, – которые были выпущены небольшим тиражом и вручались победителям конкурса на звание лучшего машиниста. Или знак «Юный железнодорожник Ленинграда», один из самых редких послевоенных знаков. Он мне очень нравился, и я долго мечтал о нём. Впервые увидел его на слёте фалеристов в Киеве в 2006 году, стоил он каких-то безумных денег по тем временам – почти $1 тыс. Пока я раздумывал, знак купили. И вот летом 2016 года я лечу в командировку во Владивосток. Там планировал встретиться с известным дальневосточным коллекционером и моделистом, московские друзья просили сфотографировать его макет, который мало кто видел, но слышали о нём все. Увы, встреча не состоялась, и я решил заглянуть в местный антикварный. Кстати, на Дальнем Востоке коллекционерам бывать вообще очень интересно: после Гражданской войны там не было ни оккупации, ни разрухи, и осталось очень много реликвий, в том числе связанных с железными дорогами.
В антикварном магазине проходила выставка-продажа железнодорожных открыток начала XX века. Пошёл я за открытками, а вышел из магазина со знаком «Юный железнодорожник Ленинграда», о котором мечтал уже много лет. Знак оказался в отличном состоянии, и к нему прилагался пакет – оригинальная коробочка, официальные документы на знак, удостоверение курсов юных железнодорожников и даже пригласительный билет на празднование Нового года – в общем полный комплект, чтобы осчастливить коллекционера-фалериста.

– Удалось что-то узнать об этом юном железнодорожнике?
– Нет, к сожалению, я не смог найти информацию о человеке, хотя сведения о награждённых нахожу часто. Например, пару лет назад я поехал в Калугу забирать малый знак СССР «Почётный железнодорожник», одно из первых довоенных награждений. И оказалось, что забирал его у внука очень известного в Калуге человека – директора Калужского завода путевых машин. И мы сидели с его внуком где-то час, беседовали, мне интересно было узнать, кем человек был до войны, как жил и работал. Таких историй о человеческих судьбах в моей коллекции много.

– Что определяет ценность и стоимость раритетных железнодорожных знаков?
– На цену влияет, насколько это редкий знак и кому он принадлежал. Важно физическое состояние знака – идеальное или его надо реставрировать, наличие документов к знаку.
Сегодня цены на советский знак «Почётный железнодорожник» колеблются от 7 тыс. руб. за штуку до 300 тыс. руб. за комплект, если у кавалера было несколько наград и есть все документы к ним. Цены на малый знак «Почётный железнодорожник» могут начинаться от 50–60 тыс. руб. и доходить до 100 тыс. руб.
Знак «Лучший машинист СССР» стоит от 300 тыс. руб. Есть личные наградные знаки, знаки об окончании железнодорожных училищ, железнодорожные жетоны, скажем, за участие в строительстве какой-то железной дороги, «Ударник Сталинского призыва», цены на которые варьируются от 1 тыс. до 50 тыс. руб.
Отдельная тема коллекционирования – золотые железнодорожные жетоны царского времени, украшенные драгоценными камнями, какие-то из них создавались в мастерской Фаберже. Это исторические раритеты, стоимость которых могут оценить только профессионалы. Но есть и простые серебряные жетоны, которые вручались железнодорожникам в дореволюционной России, и их можно купить за $500–600.
Марки железнодорожной тематики не так дорожают, как знаки, хотя есть и редкие, и просто уникальные. У меня есть несколько интересных. Например, серия из четырёх штук, выпущенная к 100-летию немецких железных дорог в 1935 году, или серия с поездами довоенной Испании. Для меня марки – это больше сувенир, который я привожу из разных поездок.

– Почему стали собирать старые фотографии и открытки?
– Фотографии, особенно времен войны – это же ценнейшие исторические документы. Везде, куда бы я ни приезжал, я шёл на блошиный рынок, в антикварные магазины, на какие-то развалы и выискивал там всё, что было связано с поездами и железными дорогами. Фотосвидетельств того, как функционировали железные дороги, депо, ремонтные мастерские на оккупированных фашистами советских территориях, осталось много. В Белоруссии, на Украине, в Смоленской области – везде на захваченных территориях СССР немцы использовали только свои машины. В моей коллекции немало фото тех лет: 1942 год – вагоны со знаком СС, в которые на вокзале Киева грузятся украинские легионеры, отправляющиеся на обучение в Германию; 1945 год – трофейный итальянский вагон в нашем составе. Италия снабжала немцев всю войну, итальянских вагонов в Германии было очень много, потом они ещё долгое время служили на наших железных дорогах.
Все фотографии советского периода – большая редкость, ведь в СССР съёмка железных дорог и подвижного состава была под запретом, снимать могли только официальные фотографы МПС или, что называется, из-под полы. У нас как считалось: сфотографировал – значит вредитель. Поэтому фотографий царского времени сохранилось даже больше, чем советского. Поэтому советские фото намного дороже, чем европейские или американские того же периода.

– У вас есть мечта, которая пока так и не осуществилась?
– Да, мечта всей моей жизни – привести в порядок и поставить на ход паровоз серии ИС (Иосиф Сталин). Единственная в мире сохранившаяся целиком машина находится в Киеве. В России этих локомотивов не осталось. Это советский магистральный пассажирский паровоз, который выпускался с 1932 по 1942 год, на момент создания являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе. Обладатель Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Его особенностью была большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД. Сейчас он стоит у вокзала в Киеве с замазанной советской символикой и ветшает. Машина уникальная, но у Украины нет ресурсов восстановить её. Для своего времени паровоз ИС был достаточно совершенной в эстетическом отношении машиной, его любили рисовать художники, часто снимали в кино, его изображение есть на открытках и марках. И, кстати, на советском нагрудном знаке «Почётному железнодорожнику» основной элемент оформления – именно изображение паровоза ИС.

Беседовала Наталья Тимашова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31