21 сентября 2020 15:49

Бригадир на своём пути

Любовь Николашина – пример профессионализма и стойкости

Кавалер ордена Трудовой Славы трёх степеней и почётный железнодорожник Любовь Николашина почти тридцать лет проработала в Рязанской дистанции пути, из них 20 лет в должности бригадира пути. Трудилась на совесть и никогда не задумывалась ни о признании, ни о наградах, ни о том, что работа у неё тяжёлая, неженская.
Она родилась на Украине в селе Стайки, что в 60 км от Киева, в многодетной семье, где было шестеро детей. «Отец работал главным бухгалтером в заводском управлении, родители собирались строить дом, да помешала война, – рассказывает Любовь Даниловна. – Когда в 1941-м наше село заняли немцы, мне было 6 лет, младше меня ещё двое. Отца расстреляли в первые же дни оккупации (он занимал руководящую должность и был партийным), тогда погибли 37 человек, на которых бандеровцы донесли врагам».

Любовь Даниловна волнуется, когда вспоминает войну. Старшего брата Колю, которому было 14 лет, отправили в эшелоне на работы в Германию, но позже, как выяснилось, ему удалось бежать. Маму и младших детей вместе с другими односельчанами погнали из родных мест на Запад. Шли долго, а тех, кто отставал, немцы били палками и прикладами. Те побои их маму и сгубили, прожила она недолго после освобождения украинских земель от фашистов, а детей распределили по детским домам.

После войны её нашёл старший брат, и она вернулась в родной дом. Вскоре он уехал учиться в Киев. Наведывался редко, и Любе приходилось выживать самостоятельно – хворост запасала для печки зимой за Днепром, копала огород, сажала картошку, соседи иногда выручали – пожалеют и накормят. А ещё она стала учиться в школе, чему раньше помешала война.
«Я с детства не боялась никакой работы, – говорит Любовь Даниловна. – Всегда трудилась на совесть, никогда не думая о наградах, высоком признании. Просто не могла по-другому».

Пережитые беды и невзгоды, стремление выжить в суровых военных условиях повлияли на характер. Как только позволил возраст, Люба уехала в Киев строить мотоциклетный завод, а когда стройка завершилась, работала в его цехах станочницей и за короткий срок дошла до 6-го разряда. Там же познакомилась с рязанским парнем, поженились и уехали к нему на родину.
На железнодорожном транспорте Любовь Даниловна отработала 27 лет (с 1963 года), и всё на одном месте – в Рязанской дистанции пути. Почти двадцать лет – в должности бригадира пути. В отделе кадров предприятия хранится справка о её трудовой биографии. В ней сказано, что Николашина всегда проявляла исключительное трудолюбие, глубокие знания путевого хозяйства. Закреплённый за ней участок пути, стрелочные переводы содержались в образцовом порядке, безопасность движения обеспечивалась на высоком уровне. Коллектив, которым руководила Николашина, не однажды становился лидером соцсоревнования, выполняя план по ремонту и текущему содержанию пути на 120–125% с неизменно высоким качеством. Много энергии и сил Любовь Даниловна отдавала обучению молодых путейцев.

В закреплённый за Николашиной участок входили тракционные пути локомотивного депо Рыбное, которое возглавлял Герой Социалистического Труда, доктор технических наук Владимир Трофимович Стрельников. Депо славилось своими передовыми начинаниями. К примеру, здесь впервые в практике железных дорог были разработаны и внедрены сетевое планирование и управление ремонтом локомотивов. А успех внедрения передовых технологий зависел не только от преобразований в деповских цехах, но и от состояния тракционных путей.
«Помню, когда внедрялось сетевое планирование ремонта локомотивов, ко мне обратился Владимир Трофимович с просьбой отремонтировать небольшой участок 45-го пути для своевременного выезда электровозов из депо на станцию Рыбное, и всё было сделано в поставленный срок, – говорит Любовь Даниловна. – Стрельников всегда оказывал мне помощь и поддержку, выделял деповских работников, маневровый тепловоз для нужд путевого хозяйства. Видел, что я стараюсь и у меня всё получается, и ценил людей за это».

В августе 1981 года на территории локомотивного депо Рыбное был поставлен на вечную стоянку паровоз ФД № 20-500 – в память о трудовом подвиге железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В этом тоже есть заслуга Любови Николашиной. Начальник депо поставил задачу уложить для монумента тупиковый путь и обратился именно к ней.
«В 1982 году, когда я была принята в Рязанскую дистанцию пути после окончания техникума, Любовь Даниловна была единственной женщиной – бригадиром пути во всём коллективе предприятия, – рассказывает заместитель председателя Совета ветеранов Рязанского региона Карина Васильева. – Для всех, кто её знает, она служит примером исключительного трудолюбия».

Сейчас Любовь Даниловна живёт в городе Рыбное, в квартире, которую получила в своё время от железной дороги. Живёт одна, но не чувствует себя одинокой, её часто навещает сын Александр, радуют две внучки, правнук и правнучка.

Не забывает своего бригадира пути и железная дорога. 24 января Любови Николашиной исполнилось 85 лет, в гости к ней пришла целая делегация из Рязанской дистанции пути. Коллеги не пожалели для ветерана добрых слов и тёплых пожеланий, вручили цветы и подарки.

Татьяна Глыва
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31