18 сентября 2020 16:56

фото: Depositphotos/Legion-Media

Магистраль проложат по наследию

Вместо памятников Риги оставят их фотографии

Рижская дума и местные активисты создали базу исторических объектов и городской инфраструктуры, которые будут снесены для строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica. Подготовительные и демонтажные работы по проекту планируется начать в конце 2020 года. Поэтому общественники торопятся сохранить культурное наследие столицы Латвии и повлиять на решения проектировщиков.
По проектному плану по территории Латвии будет проложен маршрут Rail Baltica (см. справку) длиной 263 км по территории 15 самоуправлений. В большей степени пострадают исторические районы Риги – Торнякалнс и Агенскалнс – при строительстве участка в аэропорт столицы. По предварительному плану из-за Rail Baltica придётся снести первый железнодорожный мост в Торнякалнсе, построенный в 1909 году из монолитного бетона. С лица города исчезнут окрестности Торнякалнской лютеранской церкви (её возвели в 1891 году на пожертвования прихожан), железнодорожный вагон, в котором перевозили репрессированных, оставленный на железнодорожной станции как исторический памятник, а также два путепровода, участок улицы Индрикя, жилые дома и сотни деревьев.

Как рассказала «Гудку» руководитель по общественным отношениям департамента городского развития Рижской думы Солвита Бренце, проект реализуется для того, чтобы создать качественную базу данных видео- и фотодокументов о тех объектах окружающей среды и архитектуры окрестностей Торнякалнса, которые существовали до Rail Baltica. Чтобы будущие поколения имели представление о том, как выглядели окрестности столицы до начала строительства.

Руководитель Общества развития Торнякалнса Валдис Гаварс считает, что лучше бы Rail Baltica обошла район стороной. Собственно, общество и было создано, как только появился проект магистрали, чтобы успеть сохранить свидетельства об объектах, которые пойдут под снос. Собранные материалы передадут в Музей Ояра Вациетиса и подготовят фотовыставку в Рижской думе.
«Железнодорожный мост сдан в эксплуатацию в 1909 году как первый в Европе мост из монолитного бетона. Это был исторический момент, вначале по нему боялись даже переезжать и переходить. Боялись, что он рухнет под лошадью или человеком, более привычными были сооружения из камней и дерева. Мост войну пережил, а вот Rail Baltica вряд ли», – говорит Валдис Гаварс.

Напомним, в 2017 году, ещё до начала проектирования, Государственная инспекция по охране памятников культуры Латвии отказалась выдавать разрешение на строительство магистрали до проведения соответствующей экспертизы. В регионах республики трасса полностью или частично заденет восемь археологических памятников государственного и два памятника местного значения, включая дохристианские погребения. При этом часть археологического наследия на территориях, где пройдёт новая железная дорога, вообще оказалась не исследована. Поэтому ООО «Европейские железные дороги» (ЕЖД), которое управляет проектом на территории Латвии, было вынуждено это сделать. Тем не менее, как сейчас выясняется, многие объекты так и не удастся сохранить, чем очень недовольны местные жители.

Для сравнения: в Эстонии аналогичное исследование провели раньше других стран и подготовили проект, который не затрагивает национальные заповедники или архитектурные памятники, так как эти моменты сразу учитывались. То есть вносить изменения в документацию эстонцам не пришлось.

В то же время есть и экономическая сторона проблемы. Под снос пойдут не только свидетельства истории, но также жилые дома, парковки и другие объекты городской инфраструктуры. Процесс изъятия земель проходят все страны – участники проекта, но Латвия здесь заметно отстала. Председатель правления ЕЖД Каспарс Вингрис в конце января отчитался перед комиссией Сейма по публичным расходам и ревизиям и сообщил, что в Латвии отчуждение недвижимого имущества происходит параллельно с проектированием, «что рискованно, требует много времени и трудозатратно». Дело в том, что в республике законодательно закреплено право на землю, и нормативы отличаются от других стран. К примеру, сейчас с властями судятся владельцы клуба азартных игр Fenikss – он находится недалеко от Рижского центрального вокзала, и этот участок необходим для строительства.

Поэтому Министерство сообщения разрабатывает облегчённый порядок отчуждения недвижимого имущества для реализации проектов национального значения, в том числе железнодорожной линии Rail Baltica.

Елена Кудрявцева


Справка «Гудка»
Rail Baltica – проект железной дороги стандартной европейской колеи 1435 мм. Магистраль к 2026 году должна соединить Литву, Латвию и Эстонию со странами Центральной Европы по маршруту Берлин – Познань – Варшава – Каунас – Рига – Таллин с возможным выходом на Хельсинки. Реализуется совместным предприятием Литвы, Латвии и Эстонии RB Rail. Компанией в равных долях управляют Baltica Statyba, Dzelzcela Linijas и Rail Baltic Estonia. Стоимость проекта оценивается в 5,8 млрд евро.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29