30 октября 2020 22:13

фото: Архив / ИД «Гудок»

Потоки спрогнозирует модель

ВНИИЖТ разработал прототип прогнозной модели всей сети дорог РЖД, которая позволит анализировать графики движения поездов, выявлять отклонения и аномалии в выполнении нормативного и прогнозного графиков движения поездов и заранее прогнозировать их выполнение. Внедрение модели позволит снизить вероятность образования технологических узких мест, сократить эксплуатационные расходы и повысить скорость прохождения поездов.
Как рассказал и.о. директора научного центра «Цифровые модели перевозок и энергосбережения» АО «ВНИИЖТ» (ЦМПЭ) Михаил Мехедов, сотрудники центра разработали прототип сетевой прогнозной модели (макромодель), которая позволяет идентифицировать появление на сети узких мест и прогнозировать развитие поездной ситуации на отдельных железных дорогах, направлениях, полигонах и сети в целом в зависимости от воздействия различных факторов – таких как, например, отказы в работе технических средств. Модель основана на технологиях аппаратно-программного комплекса имитационного моделирования «Эльбрус».

Алгоритмы модели анализируют нормативный, прогнозный и исполненный графики движения поездов с оценкой существующих отклонений и их детализацией до каждого перегона и станции. Это позволяет прогнозировать развитие ситуации на сети с учётом актуальных условий пропуска и предлагаемых вариантов управляющих решений (предоставления или отмены «окон», перевода поездов на другое направление).

Результаты работы модели отображаются на экране компьютера с помощью графического интерфейса, на котором участки со скоростью движения менее 20 км/ч выделяются красным цветом, от 20 до 50 км/ч – жёлтым и свыше 50 км/ч – зелёным.

Модель также позволяет прогнозировать объём парка локомотивов, который требуется для обеспечения прогнозных объёмов перевозок с различной глубиной прогноза с учётом основных возмущающих факторов, таких как, например, технологические «окна» для ремонта инфраструктуры.

Прогнозы модели могут использоваться для решения как тактических задач перевозочного процесса, например, для оценки реализуемости планов пропуска поездопотоков при существующих условиях, так и для определения стратегии развития сети дорог в целом.

Как говорит Михаил Мехедов, ОАО «РЖД» необходим инструмент прогнозирования, основанный на вариативности управленческих решений с оценкой достаточности ресурсного обеспечения, а также с набором мер по недопущению технологических узких мест. Сейчас такой инструмент отсутствует.

В I квартале 2020 года на опытном полигоне Южно-Уральской дороги планируется закончить разработку дополнительного функционала модели по актуализации графика движения поездов и восстановлению суточного прогнозного графика для минимизации потерь от различных негативных факторов.

Реализация полного функционала модели позволит оптимизировать затраты на обеспечение перевозочного процесса – от затрат на топливно-энергетические ресурсы до затрат на тяговое обеспечение поездопотоков – и перейти от управления перевозочным процессом на основе экспертных решений к оптимальным, основанным на результатах прогнозного моделирования. Специалисты ВНИИЖТа рассчитали, что только в границах одной дороги повышение участковой скорости на 1 км/ч позволяет сэкономить на эксплуатационных расходах от 150 до 500 млн руб. в год в зависимости от напряжённости поездопотока дороги.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31