04 декабря 2020 07:46

Главный в жизни мост

Андрей Федотов четверть века поддерживает «амурское чудо» в рабочем состоянии

Мостовой мастер дистанции инженерных сооружений Дальневосточной дирекции инфраструктуры Андрей Федотов минувшей весной был награждён знаком «Почётный железнодорожник» за обеспечение безопасности движения поездов и безупречное выполнение должностных обязанностей.
Вся трудовая деятельность Андрея Федотова связана с одним из крупнейших железнодорожных мостов России – через Амур у Хабаровска. Последние 10 лет он мостовой мастер, а начинал работать здесь после окончания Дальневосточного госуниверситета путей сообщений 24 года назад бригадиром по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений.

Молодой специалист застал ещё мост дореволюционной – 1916 года – постройки. На момент возведения это было самое протяжённое мостовое сооружение в Старом Свете (длина – почти 2,6 км, а с подъездными эстакадами – 3,8 км), за что современники прозвали его «амурским чудом». К концу XX века начались деформации многих элементов, прогрессировала коррозия. Сооружение стало узким местом для пропуска грузопотока в направлении тихоокеанских портов. «Скорость поездов по эстакадной части ограничивали до 25 км/ч, по пролётным строениям – до 40 км/ч. Но обеспечивали движение, хотя и работали в сложных условиях», – вспоминает Андрей Федотов.

В начале его карьеры на мосту как раз разворачивалась реконструкция. В рамках первой очереди были оздоровлены и расширены опоры, на которые взамен старых арочных ферм установили двухъярусные пролёты. Сооружение стало совмещённым: под железнодорожное (нижний ярус) и автомобильное (верхний) движение.

В 1998 году по обновлённому мосту пошли поезда. «Конечно, по сравнению с царским он стал более надёжным, конструкция рассчитана на гораздо большие нагрузки, и в то же время сооружение проще в содержании», – отмечает мастер.

При реконструкции был реализован ряд современных решений, в частности по антикоррозийному покрытию металлоконструкций. «Подрядчик, итальянская фирма, использовал многокомпонентную краску. Давали гарантию сначала на 10 лет, потом продлили до 15. Обновлённому мосту уже 21 год, и в целом покрасочный слой в отличном состоянии. Когда возникает необходимость покраски в некоторых местах, мы с этим справляемся», – говорит Андрей Иванович.

В ходе второго этапа реконструкции, окончательно завершившейся в 2009 году, мостостроители воздвигли пролётные строения для второго, нечётного, пути. Это позволило увеличить пропускную способность участка Транссиба более чем в 1,5 раза. В том же году Федотов, за бригадой которого закреплён чётный путь, заступил на должность мостового мастера. Сегодня под его началом трудятся 22 человека (несколько лет назад ремонтники искусственных сооружений были выведены из Дистанции пути в специально организованную на Дальневосточной дороге Дистанцию искусственных сооружений).

Костяк бригады давно сложился, говорит мастер, люди своё дело знают. «Летом на мосту жара от плюс 30, а зимой морозы – с учётом ветров до минус 40 градусов. Естественно, металл реагирует на такой перепад температур. Поэтому в межсезонье ведётся смена температурных рубок, которые компенсируют перемещения пролётных строений зимой и летом. Для таких работ нужны «окна», но поезда идут интенсивно, и технологический перерыв в движении могут дать позже. Из-за этого, бывает, нужно задержаться на работе. Люди понимают ситуацию, идут навстречу», – отмечает мастер.

Мостовые бригады заботятся не только о текущем состоянии моста, но и о сохранении памяти о его прошлом – шефствуют над Музеем истории амурского моста, расположенным по соседству, с первых дней его существования. В экспозиции под открытым небом – сохранённая ферма от дореволюционного сооружения. Она стоит на специальном постаменте в окружении различной железнодорожной техники, служа символом освоения восточных рубежей России. «Передавали в дар раритеты, что-то делали своими руками. Помогаем и в благоустройстве, тем более что с каждым годом поток посетителей увеличивается», – говорит Андрей Федотов.

Как и 100 лет назад, амурский мост играет стратегическую роль, по нему осуществляется не только большая часть межрегиональных перевозок, но и трансконтинентальный транзит. «Объект внеклассный, гордость Хабаровского края, а может быть, всего Дальнего Востока. Испытываешь порой особое чувство от того, что работаешь здесь», – признаётся мастер.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31